ГлавнаяАнонсыАстана
Выставка *Дурные шутки*. 16 февраля. Астана
Астана
14.02.2019
276
0.0

ARTMEKEN gallery (Алматы) и PlatformA project room (Астана) при поддержке благотворительного фонда Сорос-Казахстан» (ФСК) и Управления ООН по правам человека для Центральной Азии открывают выставку в г. Астане, приуроченую к 70-летию подписания Всеобщей Декларации прав человека «Дурные шутки». 

Одноименная выставка прошла (также при поддержке фонда Сорос-Казахстан» (ФСК) и Управления ООН по правам человека для Центральной Азии) в г. Алматы в Artmeken gallery с 6 по 26 декабря 2018 года, которую посетило более 330 человек.  
 
В выставке в г. Астана участвуют уже 19 работ от 16-ти казахстанских художников:

  • Бахыт Бубиканова,
  • Елена и Виктор Воробьевы,
  • Ербосын Мельдибеков,
  • Erden Zikibay,
  • оя Фалькова,
  • Мансур Смагамбетов,
  • Нурбол Нурахамет,
  • Павел Овчинников,
  • Рашид Нурекеев,
  • Сауле Дюсенбина,
  • Куаныш Базаргалиев,
  • Амир и Бахтияр Шайкежановы,
  • Айгерим Мажитхан,
  • Аружан Жумабек. 

Произведения представлены в разных техниках: видео,керамика,живопись, инсталляция, графика, скульптура.

Выставка в Астане пройдет в PlatformA project room.

Куратор выставки: искусствовед Валерия Ибраева.
Сокураторами выставки выступили Айгуль Ибраева (PlatformA project room, г.Астана) и Гаухар Сатпаева (Artmeken gallery, г. Алматы).

Ниже представляем вам кураторский текст Валерии Ибраевой.

«Эта выставка с грандиозным успехом прошла в Алматы в декабре 2018 года. По инициативе ООН и Фонда Сороса  и совместными усилиями двух галерей – ArtMeken  и  PlatformA  она, расширенная и дополненная,  экспонируется  в  Астане.
2018 год в Казахстане ознаменовался мощными гражданскими инициативами, вызванными несколькими драматическими событиями. Движения «Требуем реформу МВД», «Защитим Кок Жайляу» объединили людей, которые поняли, что действия (или бездействия) властей несут прямую угрозу их здоровью и даже жизням.  Стремление государства ограничить возможность выражения несогласия с его действиями принимают абсурдистские формы, которым позавидовал бы сам Ионеско. Блокировки интернета, запреты на голубые шарики, нелепые суды над СМИ, «реформа» МВД, выразившаяся в смене полицейской униформы, посмертное награждение Дениса Тена медалью «За заслуги в охране правопорядка» были восприняты общественностью как дурные шутки, граничившие с издевательством.
 Выставка «Права человека: двадцать лет спустя”, проведенная в декабре прошлого года, показала – люди искусства не считают себя оторванными от жизни общества, а, напротив, довольно остро реагируют на ситуации, возникающие в стране, фиксируя и обобщая нарушения и искажения фундаментальных прав. Выставка этого года, открывающаяся к 70-летнему юбилею подписания Всеобщей Декларации прав человека, еще более актуальна – художники, не сговариваясь, предоставили работы, иронически и сатирически обыгрывающие те или иные моменты, возникшие в связи с попранием фундаментальных свобод в Казахстане.
Мастер коллажа Павел Овчинников в своем сложном цветовом подборе вырезок из различных полиграфических материалов показывает, насколько шумен и общителен весь мир, опутанный электронными связями, сетями и контактами. Единственный квадрат, подверженный тотальному молчанию - Казахстан, в котором блокировки интернета проводятся без объявлений, но с достаточной регулярностью («Без названия», 2018). Поэтому и Бахыт Бубиканова в своем видео «Том и Джерри» (2018) пытается спрятаться от глаз наблюдателя, залезть в мышиную нору, закрыть руками и собственным телом мобильный телефон – источник информации. Ерден Зикибай («Адас», 2018) и Сауле Дюсенбина («Всегда есть надежда», 2018) говорят о детях, затрагивая спектры отношения к ним – от откровенной жестокости до простого, но малообъяснимого запрета на обыкновенную игрушку. Так, Сауле Дюсенбина, почти буквально воспроизводит известную работу Бэнкси, недавно со скандалом проданную на Сотбис, меняя в ней единственную небольшую деталь – изначально красный цвет воздушного шарика у нее замещается запретным голубым.  Идея насилия, применяемая к детям, доходит до своего апогея в случаях попытки взрослых вступиться и за детские, и за свои собственные права.  В живописной работе «Созвездие» (2018) Нурбола Нурахмета Абай, воздвигнутый на постамент, обозревает с его высоты карту Алматы, на которой, как звезды, мерцают точки – места «несанкционированных» митингов. Елена и Виктор Воробьевы анализируют ситуации, а точнее позиции, в которых оказываются полицейские, разгоняющие людей на улицах («Винтаж», 2018). Они выстраиваются то рядком, то плотной группой, пытаясь справиться с сопротивляющимся материалом – стареньким красным одеялом. Как и Дюсенбина, художники саркастически фиксируют момент тупой исполнительности – полицейским неважно, что именно необходимо подвергнуть «винтажу» - человека, одеяло, воздушный шарик. Важно схватить, запретить, отобрать.  Версия этого графического цикла, кстати, пользовалась большим успехом на арт-ярмарке в Дубае, и была почти полностью раскуплена арабскими любителями искусства. Тему полицейского, гоняющегося за людьми, продолжает Зоя Фалькова в своей пародии на чернофигурную древнегреческую вазопись. Как активная деятельница фемдвижения, она не преминула вторгнуться в мужской мир древнегреческого спорта, назвав свою работу «Сама виновата» (2018) – классической фразой, которой заканчиваются любые разборки на тему домашнего насилия и нападения на женщин. Выход для всех этих ситуаций предлагает Рашид Нурекеев в инсталляции «Обратная сторона ветра. Коновязь» (2018), использовав старинное приспособление степняка для удержания скота на определенном месте. Метафора очевидна.
 Еще более заостряет тему «фиксированного» человека Ербосын Мельдибеков, используя в новой работе свои старые фотографии людей, придавленных камнями или по шею закопанных в землю. Этот цикл был посвящен исследованиям природы насилия и назывался «Пол Пот (2000-2001) Свежая информация, пришедшая из соседнего Узбекистана об издевательствах над крестьянами, не выполнивших план по сбору хлопка, заставили художника вспомнить старую серию и продолжить ее новыми, на этот раз уже документальными снимками («Вторжение», 2018). Серию пафосных названий, которых довольно много на выставке, поддерживает и скульптура художника из Астаны Мансура Смагамбетова. Его «Прорыв» (2018) – это целая эскадрилья самолетов, собранных из фляг для воды.  В аннотации к работе художник сетует на недостаток времени для учебы сельских детей, вынужденных постоянно таскать воду из колонок для нужд семьи. Фляги-самолеты – ироническое предложение художника облегчить труд детей и дать им возможность учиться - особенно хорошо смотрятся   на фоне недавно прошедшей ЭКСПО под названием «Энергия будущего».

В 2019 году эстафету   алматинских художников и своего земляка М. Смагамбетова подхватили астанинские художники  Айгерим Мажитхан (инсталляции «Трансибирский экспресс», 2019  и  «Каралы сулулар», 2019), посвященные вопросам молодежи и положения  женщин в Казахстане,  Аружан Жумабек ( «Фрагменты», 2019) чья серия плакатов  непосредственно иллюстрирует статьи Декларации прав человека, и живописец Сауле Малиева, изобретательно зафиксировавшая  на своем полотне «Аксиома»(2019)  бюрократическое, бездушное отношение к человеку».

Организаторы выставки «Дурные шутки» в г. Астана выражают свою благодарность БЦ «Москва» за поддержку проекта!
Выставка продлится с 16 февраля по 07 марта 2019 года
Время работы с 11.00 до 20.00 без перерывов и выходных.
Адрес PlatformA project room : г .Астана, ул. Достык, 18, в БЦ «Москва».


Теги:выставки, культура, анонсы, Астана, права человека, искусство


Читайте также

Комментарии (0)

avatar