ГлавнаяНовостиГосударство
КНБ сможет блокировать соцсети без решения суда
Государство
20.01.2017
7428
0.0

 

Руководители местных департаментов Комитета национальной безопасности Казахстана могут по своему усмотрению приостанавливать работу социальных сетей без соответствующего решения суда. Соответствующие поправки в законе «О связи», вступили в силу с 1 января 2017 года и были опубликованы на сайте информационно-правовой системы нормативных правовых актов Казахстана.

По мнению известного казахстанского юриста Джохара Утебекова, основания для блокировки, прописанные в законе «О связи», весьма размыты.

По словам Утебекова, руководители департаментов КНБ могут блокировать работу не только социальных сетей, но и мессенджеров (WhatsApp, Skype и прочих), интернет-сайтов и вообще всю связь целиком. Адвокат также отмечает, что силовики могут пойти на эти непопулярные меры не только по собственному желанию, но и по просьбе других структур — полиции, Национального бюро по противодействию коррупции, Службы внешней разведки "Сырбар", Службы государственной охраны, а также военной разведки.

«Напомню, что ранее, с весны 2014 года право отключать соцсети во внесудебном порядке появилось у Генпрокурора и его заместителей. А самое интересное вот что. В отличие от прокурорских, "каэнбэшникам" даже просить связистов заблокировать соцсети не требуется. Новый закон признает, что у спецслужбы есть технические возможности дернуть рубильник самой. Всей этой радостью чекистов и других силовиков наделили депутаты. "Виноват" закона "О связи", в который депутаты внесли изменения. Они точно сражаются с террористами, а не со своим народом?», - написал Утебеков сегодня, 20 января, на своей странице в Facebook.

Отметим, что статья 41-1 закона «О связи» гласит следующее:

«В случаях, не терпящих отлагательств и могущих привести к совершению тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, подготавливаемых и совершаемых преступной группой, Председатель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, его заместители или начальники территориальных органов Комитета национальной безопасности Республики Казахстан либо лица, их замещающие, вправе приостанавливать работу сетей и (или) средств связи, оказание услуг связи, доступ к интернет-ресурсам и (или) размещенной на них информации в интересах всех субъектов оперативно-розыскной деятельности с последующим уведомлением уполномоченного органа в области связи и Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в течение двадцати четырех часов».

Напомним, что случаи блокировки социальных сетей и интернет-сайтов государственными органами в Казахстане уже были. Последний раз это произошло на День Независимости республики — 16 декабря 2016 года. В тот день был затруднен доступ в Facebook, Youtube, Instagram и другие популярные веб-ресурсы. В Министерстве информации и коммуникаций ограничение доступа к социальным сетям и некоторым поисковым системам объяснили техническими причинами.

Отметим также, что органы прокуратуры Казахстана также периодически инициируют блокировки различных интернет-сайтов и пабликов (сообществ) в социальных сетях. Так, в июле 2016 года по инициативе прокуратуры города Атырау был заблокирован доступ к 22 пабликам социальной сети «Вконтакте».

Между тем, как сообщила сегодня пресс-служба городского акимата (мэрии) Астаны, в столице Казахстана создано Бюро городских решений. Как поясняется в сообщении, в задачу бюро входит сбор жалоб, комментариев, обращений в социальных сетях и на сайте столичного акимата.

"Бюро городских решений создано для выстраивания эффективных коммуникаций между жителями и властями города. Миссия проекта направлена на формирование диалога сторон посредством умных технологий. Власти Астаны в течение трех месяцев будут публиковать отраслевые программы. Первые слушания прошли 12 января по насущным вопросам общественного транспорта, вторые состоялись 18 января по работе КСК. В задачу бюро входит сбор жалоб, комментариев, обращений на сайте столичного акимата и в социальных сетях. Далее путем мониторинга и анализа всех поступивших обращений будут отобраны наиболее животрепещущие темы, по которым в дальнейшем будут проводиться общественные слушания с участием населения города. Все проблемные вопросы, обсуждаемые в рамках проводимых мероприятий, в течение 24 часов будут опубликованы в СМИ. После чего в течение 15 дней бюро получает обратную связь от экспертного сообщества, жителей и всех заинтересованных лиц. После обработки и систематизации собранной информации готовые запросы передаются на исполнение городским властям", - говорится в сообщении. 

В нем также отмечается, что при Бюро городских решений работает телефон горячей линии: 8700 7172 109, который также поддерживает мессенджер WhatsApp по приему сообщений от горожан. Кроме этого, действует электронная почта.


Теги:блокировка, КНБ, Казахстан, закон, сцоиальные сети


Читайте также

Комментарии (0)

avatar