Авиационный рынок Казахстана: конкуренция усиливается - Экономика - Позиция - Угол зрения - Будь V теме
Меню
Назад » » »

Авиационный рынок Казахстана: конкуренция усиливается

Казахстанский рынок авиации находится на распутье. Рост трафика в республике существенно снизился из-за вялой экономики и обесценивания национальной валюты. Рост пассажирских перевозок в Казахстане увеличился лишь на 1% в 2016 году и рынок бы существенно сократился, если бы если бы не значительный рост транзитных перевозок авиаперевозчика Air Astana. К такому выводу аналитики "CAPA - Центр авиации", опубликовавшие результаты исследования казахстанского авиационного рынка.

Власти Казахстана ожидают вялый рост авиации в 2017 году, несмотря на резкое увеличение пассажиропотока, связанного с проведением Всемирной выставки EXPO-2017, которая стартует 10 июня в Астане. В аэропорту Астаны открывается новый международный терминал непосредственно перед ЭКСПО, что позволит авиакомпании «Эйр Астана» продолжить дальнейший рост транзитных перевозок в ближайшие годы.

Доходы от запланированного первичного публичного размещения акций (IPO) Air Astana могут быть использованы для расширения парка и расширения сети с уделением особого внимания транзитным перевозкам, но авиакомпании придется преодолевать относительно сложные рыночные условия, включая усиление конкуренции как со стороны местных, так и зарубежных авиакомпаний.

Пассажироперевозки выросли лишь на 1% в 2016 году

По данным Комитета гражданской авиации Казахстана, общий объем авиаперевозок в республике вырос в 2016 году всего на 1% - до 12,2 млн. человек. В 2017 году, по прогнозам авиационных властей страны, рост пассажирских перевозок составит менее 2% - до 12,4 млн. человек.

Из 12,2 млн. пассажиров обслуженных в аэропортах Казахстана в 2016 году, 7,8 млн. человек - пассажиры внутренних рейсов и 4,4 млн человек - пассажиры международных рейсов. Так как каждый внутренний пассажир насчитал в два раза в этих данных, рынок в целом составили 3,9 млн. отечественных и 4,4 млн международных пассажиров.

Из 4,4 млн. международных пассажиров 2,1 млн человек были перевезены казахстанскими авиакомпаниями и 2,3 млн. - иностранными авиакомпаниями.

Казахстанские власти ожидают, что местный сектор авиакомпании перевезет 6.2 миллионов пассажиров в 2017, что составит примерно 3-процентный рост.

 

Годовой пассажиропоток аэропортов и местных авиалиний Казахстана: с 2013 по 2017 год

Источник: Комитет гражданской авиации

Замедление экономического роста и ослабление валюты влияет на спрос

На казахстанском рынке с 2009 по 2015 год наблюдался шестилетний стремительный рост. Темпы ежегодного роста в период с 2010 по 2015 годы были стабильно высокими, а в отдельные годы измерялись даже двузначными цифрами. Общий объем перевозок в аэропортах в Казахстане вырос на 10% в 2015 году и на 7% в 2014 году.

Значительное замедление экономического роста (экономика Казахстана сильно зависит от нефтегазового сектора) и девальвация национальной валюты повлияла на спрос на авиаперевозки за последние пару лет. В то время как транзитные перевозки и число посетителей выросло, с низкой базы, в целом рынок практически перестал расти.

Рост Air Astana замедляется, но все же достигает 47% доли рынка

Неудивительно, что на показатели лидера рынка Air Astana повлиял общий спад на казахстанском рынке. Авиакомпания «Эйр Астана», по данным Комитета гражданской авиации Казахстана, перевезла 3,9 млн пассажиров в 2016 году, в том числе 2,1 млн пассажиров в стране и 1,8 млн пассажиров на международных рейсах. Это составляет 53% общего внутреннего рынка и 41% международного рынка. Доля рынка Эйр Астана в 2016 году составила 47%.

Авиакомпания «Эйр Астана» демонстрировала быстрый рост перевозок с 2009 по 2013 год, поскольку общее количество пассажиров увеличилось почти на 70%. Выручка за этот период также увеличилась на 74% - с 555 млн долларов в 2009 году до 677 млн долларов в 2013 году.

Однако с 2013 года рост Air Astana прекратился. Air Astana начала свою деятельность в 2002 году. К 2005 году компания перевезла 1 млн пассажиров, в 2007 году - 2 млн, в 2011 году - 3 млн пассажиров.

Ежегодный пассажиропоток Air Astana: 2012-2016 г.г.

На основе данных Комитета гражданской авиации. Источник: САРА – центра для авиации.

Доходы Air Astana с 2013 года сократились примерно на 30% из-за девальвации местной валюты и увеличения объема менее прибыльных транзитных перевозок, что было необходимо для компенсации снижения местного спроса. Авиакомпания «Эйр Астана» пока не представила каких-либо данных за полный год на 2016 год, но, как подчеркивается в докладе CAPA в отчете за август-2016 года, ежегодные поступления, по прогнозам, составят примерно 730 млн. долларов.

В Казахстане растут объемы транзитных перевозок

«Эйр Астана» скорректировала свою стратегию в 2016 году с тем. чтобы сосредоточиться на международных транзитных перевозках. Удвоение транзитного трафика позволило авиакомпании «Эйр Астана» избежать снижения общего объема перевозок, что также привело к общему снижению общего объема перевозок в аэропортах Казахстана.

По данным Комитета гражданской авиации Казахстана, общий транзитный поток в Казахстане увеличился с 250000 пассажиров в 2015 году до 478000 пассажиров в 2016 году.

Ежегодный пассажиропоток в Казахстане с 2012 по 2016 годы

Источник: Комитет Гражданской Авиации

Правительство Казахстана поставило перед собой цель привлечь к 2020 году 1,6 млн транзитных пассажиров. В Air Astana ожидают, что транзитные перевозки продолжат быстро расти в течение следующих нескольких лет и, по сути, включили в свой последний бизнес-план правительственную цель в размере 1,6 млн транзитных пассажиров.

Как подчеркивается  в аналитическом отчете CAPA, Air Astana работает над новым 10-летним бизнес-планом с середины 2016 года. Новый бизнес-план, который описывает рост парка и сети, завершен, но еще не обнародован , Авиакомпания Air Astana в настоящее время обслуживает 26 международных и 13 внутренних рейсов с парком, состоящим из 31 самолета.

Быстрое развитие узкофюзеляжного парка, по всей видимости, связано с тем, что «Эйр Астана» фокусируется на направлении Азия-Европа наряду с дальнейшим укреплением региональных подразделений в Центральной Азии и регионе СНГ. «Эйр Астана» рассматривает удвоение своего флота в течение следующих 10 лет, значительно расширяя свою сеть в Азии (в частности, в Китае и Индии) и в Европе.

Air Astana готовится к IPO, несмотря на относительно сложные рыночные условия

Детали нового бизнес-плана могут, наконец, стать доступными в ближайшие месяцы, когда «Эйр Астана» разработает свой проспект для IPO. Авиакомпания «Эйр Астана» в последнее время проводит предварительные IP-роуд-шоу и готовится к листингу в 2018 году. Планируется двойной листинг в Казахстане и за рубежом - в Гонконге или, скорее всего, в Лондоне.

Сроки IPO, которые были в стадии планирования в течение нескольких лет, не совсем идеальны. Рост замедлился, упала рентабельность и усилилась конкуренция - как локально с другими казахстанскими перевозчиками, так и с иностранными авиакомпаниями.

Более высокая зависимость от транзитных перевозок, которая необходима Эйр Астане для реализации своих стремлений к росту, также, как правило, идет с более низкой доходностью и подвергает ее более полному совпадению с гораздо более крупными сетевыми авиакомпаниями из Эмиратов , Катара и Турции.

Вторая по величине авиакомпания Казахстана, SCAT, растет быстрее

В настоящее время семь авиакомпаний осуществляют регулярные пассажирские перевозки в Казахстане, при этом только две авиакомпании осуществляют международные рейсы - Air Astana и SCAT. Частная авиакомпания SCAT была создана в 1997 году. Однако после того, как 2002 году была создана Air Astana, SCAT оказался на втором месте.

Тем не менее, авиакомпания быстро развивается в последние годы и на сегодняшний день имеет более 10 международных направлений, большинство из которых также обслуживает Air Astana. В настоящее время пропускная способность международного пассажирского терминала SCAT возросла примерно на 50% по сравнению с маем 2016 года, в то время как международный потенциал авиакомпании «Эйр Астана» увеличился более скромно на 10%.

SCAT также является второй по величине авиакомпанией на внутреннем рынке Казахстана, хотя в последнее время основное внимание уделяется международной экспансии. Согласно данным Комитета гражданской авиации Казахстана, в 2016 году SCAT перевезла около 900 тысяч внутренних пассажиров, что составляет 23% внутреннего рынка. В 2016 году SCAT перевезла около 300 000 международных пассажиров, что составляет 7% от общего международного рынка.

Казахстан учредил вторую государственную авиакомпанию

Частная компания Bek Air является третьей по величине авиакомпанией на внутреннем рынке Казахстана, захватив 19% рынка в 2016 году.

Qazaq Air является четвертой по величине авиакомпанией с 5-процентной долей на внутреннем рынке в 2016 году. Остальные три авиакомпании, осуществляющие внутренние перевозки в Казахстане, очень малы и в совокупности перевезли только 30 000 пассажиров в 2016 году.

Казахстан внутренние авиалинии место по внутренним перевозкам и размера флота

Запуск в 2015 году компании Qazaq в качестве второй принадлежащей государству авиакомпании может быть проблемой для потенциальных инвесторов Air Astana, поскольку международные услуги в Центральной Азии и в СНГ рассматриваются как часть будущего этапа расширения. «Казак эйр» и «Эйр Астана» не участвуют в совместных полетах, но «Эйр Астана» помогла начать работу, предоставив некоторую помощь и персонал.

Казахстанская государственная инвестиционная компания «Самрук-Казына» владеет Qazaq, 51% акций «Эйр Астана» принадлежат правительству Казахстана. Хотя правительство намерено продать часть своего пакета акций в Эйр Астане через запланированное IPO (вместе с BAE), запуск и выход на международный рынок, отдельная авиакомпания отправляет неправильное сообщение.

Правительство определило потребность в региональной авиакомпании после этапа 2013 Эйр Астаны из турбовинтовых двигателей, и с тех пор Эйр Астана снижает свою зависимость от внутреннего рынка. Однако в Казахстане достаточно частных авиакомпаний для удовлетворения внутреннего спроса.

Существует также схема субсидирования для обеспечения обслуживания небольших сельских общин. Из 42 внутренних маршрутов, которые в настоящее время эксплуатируются, 15 субсидируются, согласно данным Комитета гражданской авиации Казахстана.

Четыре авиакомпании за рубежом начнут предоставлять услуги в Астане летом 2017 года

Активизация конкуренции со стороны иностранных авиакомпаний также создает потенциальную угрозу для авиакомпании «Эйр Астана».

Казахстан проводит либеральную авиационную политику, которая позволила иностранным авиакомпаниям запускать услуги по расширению. Эта политика, которая имеет общую положительную экономическую выгоду, также позволила запустить в Казахстане новые стартапы.

Согласно данным OAG по состоянию на 8 мая по 2017 год, в Казахстане работают 27 иностранных авиакомпаний с самым крупным зарубежным конкурентом - Аэрофлотом, имеющим более 15000 еженедельных мест. Власти Казахстана ожидают, что еще 4 иностранных авиакомпании выйдут на рынок в 2017 году, включая Air China, Finnair, LOT и Wizz Air.

LOT планирует совершить четыре еженедельных рейса в Астану с 29 мая 2017 года, Wizz Air  - два еженедельных рейса в Астану с 8 июня 2017 года, Finnair - два еженедельных рейса в Астану с 19 июня 2017 года. В настоящее время ни один из этих маршрутов не обслуживается. Добавление Будапешта, Варшавы и Хельсинки даст Казахстану 10 направлений в Европе.

Air China также планирует запустить еженедельный рейс из Пекина в Астану с 1 июня 2017 года, что приведет к конкуренции за «Эйр Астана» на маршруте Астана-Пекин. China Southern уже находится на рынке Астаны, но работает только из Урумчи.

China Southern - одна из 13 иностранных авиакомпаний, которые в настоящее время осуществляют регулярные рейсы в Астану, и войдет в число 17 иностранных авиакомпаний на рынке Астаны, когда вступят LOT, Wizz, Finnair и Air China. Аэропорт Алматы, который больше, но не растет из-за инфраструктурных ограничений, в настоящее время обслуживают 25 иностранных пассажирских авиакомпаний.

Хотя новые маршруты хороши для потребителей и экономики, избыточные мощности представляют собой проблему, поскольку общий рынок не растет. «Эйр Астана» способна эффективно конкурировать, поскольку она имеет низкую стоимость и прочную финансовую основу. Однако, усиление конкуренции со стороны иностранных авиакомпаний означает, что Эйр Астана должна делиться местным рынком с более широкой группой авиакомпаний и должна будет еще больше полагаться на транзитные перевозки.

Аэропорт Астаны становится хабом

Казахстан, расположенный на перекрестке Азии и Европы, географически привлекателен для транзитных перевозок. «Эйр Астана» также имеет хорошие возможности для транзитных перевозок с точки зрения стоимости. Ее стоимость в расчете на ASK составляет менее 5 центов США, что делает ее одной из самых дешевых авиакомпаний полного сервиса.

Правительство также обязалось позиционировать аэропорт Астаны как транзитный узел. Новый международный терминал, который увеличит пропускную способность аэропорта до 8,2 млн пассажиров в год, открывается перед EXPO 2017, который будет проходить в Астане с 10 июня по 10 с

Хотя Алматы, по-прежнему, является крупнейшим городом и торговым центром в Казахстане, Астана развивается быстрее и имеет более современный аэропорт, способный обрабатывать значительное увеличение транзитного трафика. В частном аэропорту Алматы ограничена пропускная способность и практически нет транзитных сооружений. Тем не менее, правительство Казахстана продолжает планировать новый аэропорт за пределами Алматы, что в конечном итоге может подтолкнуть Air Astana к пересмотру роста на рынке Алматы или к риску потери доли на рынке других казахстанских авиакомпаний.

Алматы принял 4,9 млн. пассажиров в 2016 году, в то время как Астана - только 3,4 млн. пассажиров. В Казахстане есть еще 10 аэропортов с более чем 100 000 ежегодных пассажиров, большинство из которых также имеют международные рейсы от Air Astana, SCAT и небольшого количества иностранных авиакомпаний.

В Казахстане также есть несколько небольших региональных аэропортов с ограниченными внутренними услугами. Только в Алматы и Астане в настоящее время обрабатывается более 1 миллиона пассажиров в год.

Топ-12 аэропортов Казахстана по пассажиропотоку в 2016 году

Казахстанский авиационный рынок находится на перепутье

Авиационный рынок Казахстана находится на важном этапе. Рост значительно замедлился, но в последующие несколько лет ему удастся возобновить свою деятельность, чему способствуют возможности в транзитном сегменте и потенциальное восстановление экономики.

В «Эйр Астана» после нескольких лет задержек готовятся к IPO. «Эйр Астана» была прибыльной и самой сильной авиакомпанией в Центральной Азии, но ей придется бороться с усилением конкуренции.

Правительством Казахстана принят правильный подход, обеспечивающий либеральный рынок и поддерживающий приватизацию своего флагмана. «Эйр Астана» должна все же иметь возможность завершить успешное IPO, но некоторые инвесторы, вероятно, будут опасаться проблем, с которыми сталкивается авиакомпания и весь авиационный рынок Казахстана.

Источник: Перейти

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.

avatar