Крымбек Кушербаев: В Казахстане возможен рост безработицы - Экономика - Позиция - Угол зрения - Будь V теме
Меню
Назад » » »

Крымбек Кушербаев: В Казахстане возможен рост безработицы

фото time.kz

Сегодня в Астане состоялся X Астанинской экономический форум. На панельной секции "Ловушка среднего дохода: Вызов для Казахстана" одним из докладчиков выступил аким Кызылординской области доктор политический наук Крымбек Кушербаев. Редакция портала "Будь в Теме" приводит стенограмму его выступления:

Уважаемые дамы и господа, уважаемые коллеги! Конечно, как уже отмечалось, термин «ловушка средних доходов» используется в отношении развивающихся стран, которые при переходе перестают расти или очень медленно растет подушевой валовый внутренний продукт. Поэтому наибольший риск торможения наблюдается в тех странах, которые в период своего подъема не успели создать качественную среду для инвестиций, средний класс, как источник внутреннего спроса, не смогли диверсифицировать свою экспортную составляющую. Соответственно быстрый рост экономики замедляется по достижении уровня подушевого валового продукта 11 тыс. долларов по паритету покупательной способности. Но сумев преодолеть этот барьер и обеспечив дальнейший рост, страна рискует угодить в следующую ловушку.

То есть примерно на отметке 15-16 тыс. долларов есть вероятность застрять, потому что надолго этот период в ловушке приводит страну в состояние, при котором становится невыгодным производить ничего, кроме услуг, которые не экспортируются, и сырья. Касательно нашей страны, я сказал бы, возьму на себя смелость сказать, что мы практически дважды оказывались в зоне ловушки среднего дохода. Статистика показывает, что значительный рост цен на нефть и экономические реформы начала 2000-х годов привели к росту казахстанской экономики и быстрому подъему уровня жизни. В 2007 году среднедушевой доход ВВП в Казахстане превысил 19 тыс. долларов. Однако в 2008-2009 годы экономика Казахстана сильно пострадала от мирового экономического кризиса. В 2009 году, как вы помните, в первый раз мы оказались в этой зоне, когда экономика показала рост всего 1,2%. В 2008 году рост был 3,4%. После этого кризиса экономика начала снова быстро расти. В 2011 году рост был 7,5%, однако в последующие годы рост замедлился и в 2016 году мы снизились до 1%. В условиях, когда валовый внутренний продукт на душу населения составляет 16 тыс. долларов. И больше, по мнению специалистов, страна теряет свои конкурентные преимущества, то есть дорогая рабочая сила отпугивает инвестиции и страна начинает проигрывать в конкурентной борьбе другим развивающимся странам. Кроме того, стране становится выгоднее закупать готовые товары за рубежом, чем производить их у себя за счет того, что у нас сильная валюта. Мы все это помним. Таким образом, начинается процесс деиндустриализации. В то же время страна не может конкурировать и с развитыми странами, поскольку еще не добилась успехов в выпуске высокотехнологической продукции. Как итог: начинаем буксовать и впадать в рецессию. Как следствие, возможен рост безработицы, ослабление национальной валюты и рост инфляции.

Сейчас заведующий отделом администрации президента, наш уважаемый коллега, сказал, что мы занимаемся работой над реализацией плана третьей модернизации, то есть создается новая модель экономического роста, которая должна обеспечить конкурентоспособность страны. В этом году с начала года мы чувствуем позитивные тренды. Рост экономики, сегодня утром в интернете прочитал, что за пять месяцев у нас ВВП вырос на 4,1%. Конечно, говорить о полном восстановлении пока не приходится. Рост пока не выглядит устойчивым, но, на мой взгляд, для прохождения этой ловушки средних доходов нужно больше использовать рефинансирование коммерческих банков со стороны Национального банка. Мы приглашали руководителя Национального банка, обменивались мнениями, не всегда мы согласны с некоторыми посылами, которые нам говорили руководители регулятора. Я об этом немножко скажу. Рефинансирование коммерческих банков, я имею ввиду выделение специальной кредитной линии на поддержку предприятия малого и среднего бизнеса и фондирование институтов развития. Это дало бы возможность выйти на рост валового внутреннего продукта за счет целевого кредитования инвестиционных проектов, модернизации и загрузки имеющихся производственных мощностей, более трети из которых сегодня простаивают только из-за отсутствия оборотных средств. Нет оборотных средств. В ситуации отсутствия доступа к кредитам и невозможность реализации тех видов деятельности, в которых люди уже привыкли работать, идет нарастающее социальное напряжение. Недоступные кредиты банков не способствуют росту валового продукта. Проценты – это налог на инновации. Монетизация экономики, иными словами насыщенность деньгами в настоящее время недостаточна. Необходимо вливание в экономику длинных и дешевых денег. Увеличение денежной массы должно привести к росту экономики. При этом надо понимать, что для каждой экономики характерен свой уровень монетизации.

Перед началом нашей дискуссии как раз с Оразом Алиевичем обменивались мнениями, у нас уровень кредитования экономики 40%, а в Китае 255%. Отсюда можно делать выводы. Конечно, речь не идет о бездумном вливании денег и разгоне инфляции. Это должна быть целевая связанная эмиссия. Прирост денежной массы должен быть использован не для выплаты зарплаты бюджетникам и увеличения пенсий, а на реальные инвестиционные проекты, которые дают прирост товарной массы и значительный рост валового продукта. Адресная эмиссия не раздует инфляцию, не даст возможности перетока этих средств на потребительский рынок. Последние два года как мы работаем по программе «Нурлы жол», связанная эмиссия, как раз мы видим, что эти вливания не разгоняют инфляцию. Эти беспокойства, что мы можем выйти из заданного инфляционного коридора, что помешает реализации политики инфляционного таргетирования, не совсем убедительны. Но зато это оживляет экономику. Уверен, что для стимулирования экономики целесообразен переход от ограничительной денежно-кредитной политики, то есть иссушения денежной массы исключительно ради таргетирования, к политике стимулирующей борьбе с инфляцией через экономический рост путем постепенного повышения уровня монетизации экономики под конкретные проекты. Поэтому можно вспомнить выступление президента, когда он говорил, что Национальному банку совместно с правительством надо заниматься не только таргетированием инфляции, но и экономическим ростом. Сегодня в начале нашей дискуссии говорилось об опыте Южной Кореи, которая смогла избежать ловушки среднего дохода, во многом благодаря созданию хороших возможностей для ведения бизнеса, не связанного с крупными корпорациями. Мы знаем, что по исследованиям Всемирного банка, Doing Business, Корея занимает пятое место. Но это было бы невозможно без наличия благоприятной среды для малых и средних компаний. Можно вспомнить и опыт Польши, Германии. Особенно Польши, которая приняла специальный закон о микробизнесе. Казахстан в этом рейтинге пока на 35 месте. Поэтому для того, чтобы повысить эффективность мер по выходу из зоны ловушки среднего дохода необходимо усиление государственной поддержки по всем направлениям, способствующим развитию бизнес-среды, ускорению регистрации предприятий, получению разрешений на строительство, защиты инвесторов, легкий доступ к кредитам и многое другое. И конечно, не менее важен технологический прорыв. Мы понимаем, что это дело не двух и не трех десятилетий. Нужна суперконкурентная среда, конкурентная борьба должна идти не на годы, не на дни, а даже на часы и минуты, потому что мир меняется со скоростью света. Мы уже видим, что если даже совершается гениальная вещь, то уже завтра ее обязательно скопируют и это конкурентное преимущество будет потеряно. Поэтому пока несколько компаний копируют наш продукт, мы уже должны изобретать новый. Поэтому скорость решения сейчас играет исключительную роль, поэтому технологический прорыв будет тогда, когда будет сформирована такая управленческая система, которая позволит реализовывать инициативы и идеи с высокими скоростями. Недавно прочитал высказывание Сбербанка Германа Грефа, который сказал, что XXI век – это век конкуренции систем управления. Полностью с ним согласен. Ни один крупный инвестиционный проект не имеет шансов выжить, если в нем не будет трансформирована модель управления. Важнее чем когда-либо ранее сейчас стоит вопрос сбыта продукции для поддержания роста экспорта. Также для отечественных предприятий выход на новые экспортные рынки сейчас является очень актуальным. В то же время мы не должны забывать и о наращивании внутреннего спроса. Растущий средний класс может использовать увеличение покупательной способности, чтобы приобретать инновационные высококачественные продукты, что стимулирует экономический рост. Вот несколько моментов, которые я в связи с темой ловушки средних доходов хотел бы высказать с учетом опыта региональной работы, поскольку являюсь акимом уже в третьем регионе. И нам приходится сталкиваться с этими процессами именно на региональном уровне.

16.06.2017
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.

avatar