Олжас Худайбергенов: Если бы не коррупция, казахстанский предприниматель был бы конкурентоспособен - Экономика - Позиция - Угол зрения - Будь V теме
Меню
Назад » » »

Олжас Худайбергенов: Если бы не коррупция, казахстанский предприниматель был бы конкурентоспособен

фото csi.kz

Сегодня в Астане состоялся X Астанинской экономический форум. На панельной секции "Ловушка среднего дохода: Вызов для Казахстана" одним из докладчиков выступил старший партнер Центра стратегических инициатив (CSI) Олжас Худайбергенов. Редакция портала "Будь в Теме" приводит стенограмму его выступления:

- По поводу темы ловушки среднего дохода я думаю, что она не совсем актуальна для тех стран, у которых низкий уровень коррупции и высокий уровень эффективности госаппарата. И естественно, она актуальна для тех стран, которые имеют эти проблемы. Мы недавно проводили опрос среди предприятий, и когда обсуждали с ними итоги этих опросов, выяснилось следующее. У компаний, когда они производят какую-то продукцию, естественно, есть себестоимость этой продукции. И для того, чтобы быть конкурентоспособными на внешних рынках, естественно, надо снижать эту себестоимость. У компаний есть большая доля расходов, которые, скажем так, не имеют отношения к прямой себестоимости. У компаний есть следующие виды расходов, которые на самом деле можно было бы убрать. Естественно, в первую очередь, это коррупция, то есть влияние прямое и косвенное. У нас объем госзакупок - это примерно 13-15 триллионов тенге.

Естественно, коррупция, которая, если распространяется на всю эту сумму, то она обязательно ложится в расходы предприятий. Также это не только госзакупки. Коррупция - она существует и коммерческая. То есть, большинство крупных компаний при закупах имеют ту же проблему, когда вроде бы компания частная, но на самом деле отдел снабжения отрабатывает так, что мало чем отличается по своим процедурам от госсектора.

Также есть проблемы - расходы компаний, которые связаны с неэффективностью системы образования. У нас достаточно хороший результат на уровне школьного образования. Казахстан находится на лидирующих позициях, но на уровне высшего образования у нас проблемы. И в итоге получается, что 90% выпускников в итоге устраиваются не по своей специальности. Для работодателя это означает, что он набирает этих сотрудников и в последующем либо на него (сотрудника) надо тратиться, чтобы он повысил свою квалификацию, стал более адекватно по своим навыкам соответствовать позиции своей. Но при этом, пока он дойдет до такого уровня, чтобы принимать решения с минимальным уровнем ошибок, естественно, он совершает эти ошибки, и это ложится дополнительным бременем на компанию.

Также у компаний есть расходы, связанные с бюрократией практически по всем вопросам - начиная от возврата НДС и заканчивая получением каких-либо льгот и преференций по инвестиционным контрактам. То есть, элементарно, есть такая мера, когда говорилось, что государство вернет 30% от стоимости инвестиций, вложенных в основные средства. Вроде бы эта мера есть формально, а на самом деле ею еще никто не воспользовался. Потому что там-то у бюджета денег нет, либо процедура совсем затянута. И это пример по "свежей" льготе, она же недавно была внедрена. А сколько есть льгот, которые ранее были внедрены, но опять же по ним бюджеты маленькие были выделены, либо очень затянутые процедуры?

И в итоге естественно, когда предприниматель подает заявку в соответствующий госорган и ждет, когда эту заявку одобрят - формально это месяц, но каждый раз ему надо донести какой-то документ, это еще месяц-два. Потом ждет какого-то согласования, это еще два-три месяца, в итоге проходит год, к тому моменту само получение этой льготы является уже бессмысленным. Он понес временные потери, материальные потери, и в тот момент он уже понимает, что лучше бы вообще не обращался, а действовал уже на свой страх и риск.

Также есть расходы, связанные с неэффективной социальной политикой. Дело в том, на уровне сотрудников, которые находятся на самой низшей должности, особенно это в розничном секторе, очень развиты такие проблемы как недостачи, хищения, высокая текучесть кадров. На таком уровне у людей вообще низкая мотивация, чтобы следовать каким-то ценностям и честно выполнять свои обязанности по трудовому договору. И компании вынуждены эти потери закладывать уже в себестоимость и мириться с этим, потому что даже в случае того, когда сотрудника поймали с хищением, дальнейшая попытка добиться справедливости - подать в суд, возместить расходы, они тоже бессмысленны. У сотрудника ничего за душой нет, плюс сами судебные процедуры очень затянуты.

Есть стандартная практика, что в розничном бизнесе объем недостачи составляет примерно 2%. Но у нас он выше, где-то на уровне 5-7%. И также бизнес вынужден фактически создавать внутри компании дополнительные социальные инструменты. Конечно, это есть на уровне крупных компаний, транснациональных компаний - социальный пакет и так далее. Но малый и средний бизнес редко себе это может позволить. Но фактически он вынужден также действовать, даже не имея такой возможности. Он вынужден помогать кому-то с квартирой, кому-то с оплатой учебы, кому-то еще с чем-то. И в итоге это тоже ложится в бюджет компании, и это вызывает ее неэффективность и тянет фактически на дно.

Если все эти расходы, которые не имеют отношения к производственной деятельности, если их собрать, это где-то 30-40% от бюджета компании. Начиная от потерь из-за коррупции заканчивая вплоть до недостач и потерь из-за бюрократии. Если бы эти проблемы ушли, вдруг выяснилось бы, что наш предприниматель достаточно конкурентоспособен.

Также у нас есть проблемы на уровне страны. Когда мы говорим о производительности, если она рассчитывается практически на все население. Но у нас есть практически 2,5 миллиона населения, которое практически нигде не занято, и вся остальная часть населения фактически вынуждена нести расходы по этой части. И на уровне государства это естественно отвлечение ресурсов. А на самом деле этих же людей можно было бы вовлечь в экономический оборот, чтобы они работали. Но до сих пор эта проблема сколько лет тянется и практически не решена. Но в целом это также не дает возможности государству "расправить плечи".

16.06.2017
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.

avatar