ГлавнаяУгол зренияПозицияЭкономика
Узбекистан обогнал Казахстан по экспорту сельхозпродукции в 2016 году
Экономика
14.11.2018
833
0.0

Объем экспорта агропродовольственной продукции Казахстаном в 2016 году составил 2,2 миллиарда долларов. Такие данные были опубликованы в Обзоре национальных программ и стратегий поддержки экспорта сельскохозяйственных товаров в постсоветских странах в 2016 году, составленном Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО).  В обзор включены 12 стран постсоветского пространства: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Предлагаем вашему вниманию выдержки из данного обзора.

Экспорт агропродовольственной продукции из 12 постсоветских стран в 2016 году составил примерно 45 миллиардов долларов США, т.е. около 3% всего мирового экспорта сельскохозяйственной продукции. По данным UN Comtrade, объемы экспорта по странам региона различаются весьма значительно. Крупнейшим поставщиком в данной группе стран является Российская Федерация – объем ее поставок в 2016 году составил 17,2 миллиарда долларов США. Украина в том же году поставила на внешний рынок продукции на 15,3 миллиарда долларов США, Беларусь – на 4,2 миллиарда долларов США, Узбекистан – на 2,4 миллиарда долларов США, Казахстан – на 2,2 миллиарда долларов США. Ежегодные объемы поставок из других стран региона составляют менее 1 миллиарда долларов.

Вместе с тем, большинство постсоветских стран являются крупными импортерами агропродовольственной продукции, причем объемы импорта преимущественно превышают объемы экспорта. Таким образом, большая часть стран региона является нетто-импортерами продовольствия.

Самое значительное отрицательное сальдо по данной группе товаров имеет Российская Федерация – 8,3 миллиарда долларов США в 2016 году.

Нетто-экспортерами из числа стран постсоветского пространства являются Украина с положительным сальдо в 11,4 миллиарда долларов США, а также Республика Молдова и Беларусь (соответственно, 341 миллион и 155,4 миллиона долларов США).

В период с 2012 по 2016 год экспорт агропродовольственной продукции в большинстве стран постсоветского пространства сокращался. Наиболее значительно объемы поставок снизились у следующих стран:

  • Азербайджан (на 48%),
  • Кыргызстан (на 36,7%),
  • Армения (на 22,1%).

В то же время поставки из Грузии увеличились за последние пять лет на 35,6%. Рост экспорта наблюдался также в Республике Молдова (7,6%) и Российской Федерации (1,4%). Столь резкие расхождения в динамике поставок объясняются различиями в условиях развития сельскохозяйственного производства и экономики стран региона в целом, колебаниями курсов национальных валют, а также изменениями конъюнктуры мировых рынков тех сельскохозяйственных товаров, которые экспортируются странами постсоветского пространства.

Экспорт сельскохозяйственных товаров играет различную роль в общем экспорте стран региона. Так, поставки товаров данной группы составляют 47% всего экспорта товаров Республики Молдова, 42% поставок товаров из Украины, 33% экспорта товаров Грузии, 29% стоимости товаров, экспортированных из Армении. В то же время в экспорте отдельных стран удельный вес указанных поставок не столь велик: к примеру, в Азербайджане, Казахстане и Российской Федерации они составляют 6% общего товарного экспорта.

Структура агропродовольственного экспорта

Страны постсоветского пространства, с учетом специфики их географического положения и погодноклиматических условий, экспортируют различные виды сельскохозяйственной продукции: от оленины и северных ягод (Российская Федерация) до фруктов, табака и хлопка (республики Центральной Азии).

Однако у каждой из постсоветских стран, несмотря на разнообразную номенклатуру поставок продукции сельского хозяйства, выделяются несколько товаров, которые входят в десятку самых экспортируемых групп товаров. Так, по данным UN Comtrade, в Тoп-10 Азербайджана входят сахар, фрукты, животное и растительное масло. В Армении наиболее значимую роль в экспорте агропродовольственной продукции занимают алкоголь и табачные изделия, в Грузии – орехи, вина, минеральные воды и коньяки. В Toп-10 экспортных товаров стран Центральной Азии входят табак и хлопок. В Казахстане и Российской Федерации в «десятку» самых экспортируемых групп товаров попадает только пшеница, в Украине к пшенице добавляются кукуруза и растительное масло. В Toп-10 Беларуси входят мясные и молочные продукты, прежде всего, сыры.

В Республике Молдова, где экспорт сельскохозяйственных товаров составляет около половины всего товарного экспорта, в первой экспортной «десятке» товаров представлено сразу несколько видов продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности (по убыванию): вина, орехи, семена подсолнечника, кукуруза, пшеница, коньяки, растительное масло. 

География экспорта

Географические направления поставок агропродовольственной продукции из постсоветских стран значительно отличаются. Отдельные страны региона ориентированы преимущественно на страны ближнего зарубежья, другие – дальнего.

Так, если в 2016 году Беларусь поставила в постсоветские страны 92% экспортируемой сельскохозяйственной продукции, то Украина – всего 7%.

Азербайджан ориентирован на поставки в постсоветские страны (в 2016 году – 75% экспорта), главным образом, в Российскую Федерацию, Грузию, Казахстан, Кыргызстан и Беларусь.

Армения поставляет в страны постсоветского пространства 52% экспортируемой продукции (в основном в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также в Грузию).

География поставок из Беларуси довольно широка. В числе ее основных партнеров на постсоветском пространстве – Российская Федерация, Украина, Казахстан, Республика Молдова, Туркменистан, Азербайджан и Грузия.

В свою очередь, Грузия поставляет в страны постсоветского пространства (прежде всего в Российскую Федерацию, Армению, Казахстан, Азербайджан и Беларусь) около половины всего экспорта продукции сельского хозяйства (47% в 2016 году).

Казахстан поставляет в страны региона немногим более половины (53%) вывозимой продукции. Основными импортерами казахстанской продукции являются Узбекистан, Российская Федерация, Таджикистан и Кыргызстан.

Основными партнерами Кыргызстана на постсоветском пространстве остаются Российская Федерация и Казахстан. В целом же на страны региона в 2016 году пришлось 49% объема агропродовольственного экспорта страны.

Республика Молдова в настоящее время поставляет в страны постсоветского пространства только 18% всей вывозимой агропродовольственной продукции.

Три четверти всех поставок агропродовольственной продукции из Российской Федерации направляется в страны дальнего зарубежья и примерно одна четверть (в 2016 году 26 %) – в постсоветские страны. Однако при этом на страны региона приходится две трети поставок продукции российской пищевой промышленности, тогда как в торговле со странами дальнего зарубежья превалирует продукция сельского хозяйства – две трети поставок.

Украина, как указывалось выше, поставляет в страны постсоветского пространства менее одной десятой экспортируемой сельскохозяйственной продукции. Эти поставки уменьшились более чем в 3 раза в течение последних пяти лет. В основном это объясняется сокращением экспорта с Украины на российский рынок – почти на 2 миллиарда долларов США за последние пять лет. На сегодняшний день основными партнерами Украины на постсоветском пространстве остаются Беларусь, Казахстан, Республика Молдова. Таджикистан,

Туркменистан и Узбекистан не предоставляют данные по торговле в UN Comtrade. Однако анализ национальной статистики и зеркальных данных в UN Comtrade позволяет сделать следующие наиболее общие выводы по указанным странам. Таджикистан и Туркменистан являются нетто-импортерами агропродовольственной продукции, тогда как Узбекистан – нетто-экспортером. В течение последних лет поставки из указанных стран по данной группе товаров неуклонно сокращались. В том числе это касалось поставок в страны постсоветского пространства.

Основными странами, которые импортируют агропродовольственную продукцию из указанных стран, являются Российская Федерация, Казахстан и Кыргызстан. При этом, основными товарами, импортируемыми на российский рынок из Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана по данным таможенной статистики Российской Федерации, являются овощи и фрукты. 

Национальные программы и стратегии в области поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции

В большинстве стран постсоветского пространства экспорт рассматривается как один из основных приоритетов для экономического роста, поэтому политика государственной поддержки продвижения агропродовольственной продукции на внешний рынок занимает важное место как в аграрной, так и во внешнеторговой политике. Более того, роль развития экспорта как одного из приоритетов аграрной политики отражена в национальном законодательстве.

В целях стимулирования экспортных поставок отечественной продукции во многих странах региона системы поддержки экспорта совершенствуются, расширяется набор инструментов поддержки, увеличивается финансирование экспортеров сельскохозяйственной продукции.

В последние годы в постсоветских странах разработаны или находятся в стадии разработки стратегии и программы развития экспорта, в которых одним из приоритетных направлений является продвижение за рубеж агропродовольственной продукции.

В ряде стран в таких стратегиях и программах определены основные цели и задачи в области экспортной политики, приоритетные виды экспортируемой продукции и основные рынки ее сбыта, как финансовые, так и нефинансовые инструменты поддержки экспорта, в том числе поставок агропродовольственной продукции.

В то же время в отдельных программных документах содержатся только положения декларативного характера, не подкрепленные какой-либо конкретикой. Не определена роль различных субъектов, в том числе негосударственных организаций, в системе поддержки экспорта.

Вместе с тем, как показывает мировая практика, последние играют немаловажную роль в развитии экспортных поставок. Представленная ниже информация о национальных стратегиях и программах развития экспорта ряда постсоветских стран позволяет получить более детальное представление о ситуации в данной области. 

В Казахстане государственная поддержка экспорта с 2010 года осуществлялась на основе Государственной программы «Экспорт 2020», которая в 2012 году была преобразована в Программу «Экспортер 2020». В них предусматривались три направления поддержки:

  • возмещение затрат на продвижение экспорта;
  • сервисная поддержка;
  • финансирование торговых экспортных операций (субсидирование процентных ставок, гарантийная поддержка экспортеров и др.).

Указанные меры поддержки экспорта действовали согласно статье 13 Закона Республики Казахстан (РК) «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» от 9 января 2012 года. По условиям этого документа государственная поддержка заключалась в развитии и продвижении экспорта отечественных обработанных товаров и услуг путем проведения мероприятий по повышению узнаваемости казахстанской продукции на внешних рынках, оказания информационно-аналитической поддержки.

В дальнейшем эти меры вошли в Предпринимательский кодекс РК от 29 октября 2015 года. В последнее время развитие и поддержка экспорта становятся приоритетными направлениями государственной политики. В этой связи создана нормативно-правовая база по дальнейшему стимулированию экспортных поставок. В частности, согласно принятой в 2014 году Государственной программе индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы (далее ГПИИР) экспортная ориентированность является одним из критериев отбора, в процессе которого определяются заслуживающие поддержки инвестиционные проекты в приоритетных секторах экономики.

К основным мерам, предусмотренным ГПИИР, относятся сервисная поддержка продвижения экспорта, возмещение части затрат экспортеров и указанные выше меры финансовой поддержки. Также экспортно-ориентированным предприятиям в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» (далее ЕДКБ 2020) предоставляются консультационные услуги по процедурам и процессам для осуществления внешнеэкономической деятельности.

В целях повышения экспортного потенциала регионов Казахстана в Программе развития регионов до 2020 года предусмотрено региональное размещение и развитие экспортно-ориентированных высокотехнологичных производств и сервисных услуг. Активизировалась деятельность государства по реализации экспортного потенциала аграрного сектора экономики. Помимо Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы (далее Программа развития АПК РК), поддержка экспортного потенциала через повышение конкурентоспособности субъектов АПК предусмотрена в Государственной программе инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы.

Данная программа предусматривает создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечение безопасности и качества продукции через развитие лабораторных баз. 15 августа 2017 года по итогам заседания Правительства РК утвержден паспорт Правительственной программы «Национальная экспортная стратегия Республики Казахстан на 2018-2022 годы» (далее Программа).

Ключевая цель Программы – создать условия для увеличения объема несырьевого экспорта в 1,5 раза к 2022 году, а также для диверсификации рынков сбыта и экспорта товаров и услуг. Для достижения этой цели выделены приоритетные сектора экономики, в том числе сельскохозяйственная отрасль и пищевая промышленность.

Ожидается, что реализация Программы будет способствовать росту несырьевого экспорта страны, диверсификации рынков сбыта и товаров. Данные меры планируется реализовать в том числе за счет экспорта новых товарных позиций, увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью, а также за счет стимулирования инвестиций в экспортно-ориентированные производства и трансферты новых технологий. Документом предполагается определение перспективной «экспортной корзины» товаров и услуг с выделением перспективных рынков сбыта.

В данную корзину вошли 116 товаров из семи отраслей, которые уже экспортируются или которые предлагается экспортировать. В первую очередь, это товары пищевой промышленности: растительные масла, кондитерские изделия, мука и мукомольные изделия, консервы и другие. В качестве перспективных рынков сбыта товаров и услуг определены 27 стран, которые были условно разделены по степени экспортного интереса для Казахстана:

  • страны приоритетного экспортного интереса (Российская Федерация, Китай),
  • страны высокого интереса (Беларусь, Индия, Исламская Республика Иран, Кыргызстан, Турция, Узбекистан, Украина),
  • страны умеренного интереса (Азербайджан, Армения, Афганистан, Грузия, Латвия, Монголия, Нидерланды, Польша, Таджикистан, Туркменистан),
  • страны, представляющие интерес в долгосрочной перспективе (Великобритания, Германия, Италия, Республика Корея, Финляндия, Франция, Швейцария, Япония).

В итоге Программа нацелена на ускорение экономического роста и диверсификацию структуры экономики Казахстана. Ожидается укрепление позиций отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках, сокращение транзакционных издержек, в том числе связанных с таможенным оформлением и логистикой. Программа нацелена на повышение узнаваемости странового бренда и облегчение продвижения зонтичных и корпоративных брендов.

В целом, практическая значимость данных документов состоит в том, что они позволяют выработать адекватные подходы к преодолению существующих негативных явлений в области развития и продвижения экспорта, формируют правовую основу для регулирования деятельности государства по реализации экспортного потенциала отраслей национальной экономики. 

Институциональная система регулирования и поддержки экспорта агропродовольственной продукции

В большинстве стран постсоветского пространства к настоящему времени сложилась система поддержки экспорта агропродовольственной продукции, включающая правительственные учреждения, государственные институты поддержки экспорта и – в отдельных странах – негосударственные организации.

Созданы государственные институты поддержки экспорта, которые оказывают поставщикам агропродовольственной продукции различные виды финансовой и нефинансовой поддержки. В некоторых странах региона созданы союзы и ассоциации производителей продукции аграрного сектора, а также специализированные объединения экспортеров. В то же время в отдельных странах государственные институты поддержки экспорта оказывают услуги участникам внешнеэкономической деятельности на платной основе, тем самым, не отличаясь от частных организаций подобного профиля.

Потенциал негосударственных организаций не всегда оказывается востребованным. В большинстве постсоветских стран недооцениваются возможности торгово-промышленных палат. Объединения экспортеров и других участников рынка созданы далеко не во всех странах региона. 

В Казахстане уполномоченным государственным органом по реализации экспортной политики является Министерство по инвестициям и развитию. Основной задачей Министерства в рамках экспортной стратегии является устранение барьеров, с которыми сталкиваются казахстанские экспортеры. Кроме данного Министерства, в организационную структуру поддержки экспорта Республики Казахстан входят Министерство национальной экономики, Министерство сельского хозяйства, а также Министерство иностранных дел. 

Координацию и регулирование внешней торговли обеспечивает Министерство национальной экономики. Министерство сельского хозяйства занимается внутренней аграрной политикой, а также содействует развитию взаимовыгодных экономических связей с зарубежными странами.

На Министерство иностранных дел возложена защита интересов национальных экспортеров при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности. В настоящее время в Республике происходит процесс формирования институциональных основ новой модели поддержки экспорта по принципу «единого окна».

Следует отметить, что 12 мая 2003 года Постановлением Правительства Республики Казахстан №442 в соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана на 2004 год была создана «Государственная страховая компания по страхованию экспортных кредитов и инвестиций». С сентября 2010 года она была реорганизована в АО «Экспортно-кредитная страховая корпорация «КазЭкспортГарант», которая является одним из новых институтов развития, призванных содействовать реализации Стратегии индустриальноинновационного развития Республики Казахстан.

Данная стратегия нацелена на отход от сырьевой направленности экспорта и развитие экспортно-ориентированных производств в обрабатывающем секторе экономики.

24 февраля 2017 года Протоколом очного заседания Правления акционерного общества «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» №09/17 было закреплено решение об изменении наименования АО «Экспортно-кредитная страховая корпорация «КазЭкспортГарант» на АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport» (далее – Компания или «KazakhExport»). Кроме того, «KazakhExport» были переданы функции Национального агентства по экспорту и инвестициям «Kaznex Invest» по предоставлению сервисной и нефинансовой поддержки.

В настоящее время прорабатывается вопрос создания АО «НК «KazakhExport» как основного оператора, предоставляющего услуги экспортерам по принципу «единого окна». Это исключает возможность дублирования функций государственных органов, институтов развития и банков второго уровня, а также позволяет осуществлять мониторинг деятельности компании. На данный момент Компания является единственной специализированной страховой организацией, осуществляющей функции экспортно-кредитного агентства в целях создания адекватных финансовых механизмов по поддержке выхода продукции казахстанского обрабатывающего сектора на зарубежные рынки.

В этом направлении она предлагает казахстанским экспортерам следующие услуги: страхование кредита экспортера, экспортное торговое финансирование и предэкспортное финансирование. Однако Компания не оказывает услуги по нефинансовой поддержке. До 2020 года планируется увеличить капитализацию «KazakhExport» на 100 миллионов долларов США с целью повысить уровень финансовой устойчивости и степень доверия к ней со стороны финансовых институтов, а также экспортно-кредитных агентств мира.

В Казахстане функционируют также негосударственные организации, которые оказывают содействие развитию и продвижению экспорта. Несколько десятков союзов и ассоциаций ведут работу в этом направлении. Наиболее активной представляется деятельность Национальной палаты предпринимателей с дочерней структурой АО «Внешнеторговая палата», которая будет в дальнейшем тесно сотрудничать с АО «НК «KazakhExport» для обеспечения эффективной защиты интересов казахстанских экспортеров.

В целях усиления институциональной основы деятельности по стимулированию казахстанского экспорта агропродовольственной продукции на внешние рынки в Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан создан Экспортный центр агропромышленного комплекса на базе АО «Продкорпорация». Его основная задача заключается в поддержке производства и экспорта сырьевых и переработанных сельскохозяйственных товаров. Еще одним институтом по содействию развитию и реализации экспортного потенциала является АО «Аграрная кредитная корпорация».

С конца 2016 года она реализует программу «АгроЭкспорт», направленную на финансирование инвестиционных проектов, имеющих экспортный потенциал. Казахстанские сельскохозяйственные предприятия могут получить кредитные средства по сниженным процентным ставкам (для конечного заемщика их величина составляет 8% годовых). В приоритете инвестиционные проекты по созданию, расширению и модернизации маслозаводов, мясокомбинатов, птицефабрик мясного направления, комбикормовых заводов, плодоовощехранилищ, тепличных комплексов, товарного рыбоводства и другие. Бюджет программы на 2017 год составил около 80 миллиардов тенге.

В рамках реализации экспортной политики в сфере АПК выстроены целевые подходы и утверждены дорожные карты по потенциальным экспортным рынкам, к которым, в первую очередь, относятся Китай, Российская Федерация и страны Персидского залива.

В этом направлении в 2017 году в рамках «дорожной карты» предусмотрены следующие меры:

  • продолжение работы по сертификации предприятий на соответствие требованиям «Халяль» с целью поставки продукции в Исламскую Республику Иран и страны Персидского залива;
  • продолжение работы по получению необходимых разрешительных документов на поставку казахстанской сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в Китайскую Народную Республику;
  • продолжение работы по формированию согласованной экспортной политики в рамках ЕАЭС в области сельскохозяйственной продукции и продовольствия.  

Основные инструменты и меры поддержки экспорта агропродовольственной продукции

В настоящее время страны постсоветского пространства все более активно применяют инструменты поддержки экспорта, известные в мировой практике и соответствующие нормам и правилам ВТО.

В ряде стран региона экспортеры продовольствия пользуются кредитно-гарантийной и страховой поддержкой, а также различными видами нефинансовой поддержки, в частности, такими как маркетинговая поддержка (изучение потенциальных рынков сбыта), поддержка участников выставочно-ярмарочной деятельности, продвижение национальных и региональных брендов.

В программах содействия развитию экспорта в отдельных постсоветских странах предусмотрена поддержка выпуска печатных рекламных изданий (журналов, буклетов, каталогов), ориентированных на расширение сбыта национальной продукции за рубежом.

Что же касается поддержки объединений экспортеров, практикуемой в странах – ведущих экспортерах продовольствия (США, ЕС и др.), в странах постсоветского пространства она вообще не предусмотрена. Ниже приведена более подробная информация об инструментах поддержки экспорта агропродовольственной продукции в Казахстане.

В Казахстане инструменты поддержки и продвижения экспорта активно расширяются и совершенствуются. Экспортно-ориентированные предприятия имеют право на получение финансовых и нефинансовых мер поддержки. В их число, в частности, входят:

  • юридическое сопровождение деятельности предприятий,
  • кредитно-гарантийная поддержка,
  • страхование экспортных кредитов,
  • предэкспортное и торгово-экспортное финансирование,
  • предоставление аналитических материалов, консультаций, услуг по поиску деловых партнеров,
  • частичное возмещение финансовых расходов по участию в зарубежных выставках и ярмарках и др.

Кроме того, функционирует национальный информационный интернет-портал Export.gov.kz, где сведены воедино информационные ресурсы всех государственных участников системы поддержки экспорта. Через него оказываются маркетинговые услуги, информационно-рекламная поддержка, проводятся обучающие семинары и т.д.

В последнее время поддержка казахстанских экспортеров фигурирует в различных государственных программах. В частности, в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития (ГПИИР) реализуется механизм субсидирования ставок постфинансирования через финансирование экспортных сделок на приемлемых условиях за счет фондирования банков второго уровня (БВУ) и субсидирования Фонда развития предпринимательства «Даму».

В конце 2016 года был разработан механизм субсидирования части ставки постфинансирования по документарным аккредитивам, открытым для осуществления оплаты по экспортным сделкам.

Также в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» для потенциальных и действующих экспортеров казахстанской продукции реализуются:

  • лизинговое финансирование;
  • субсидирование процентных ставок по кредитам БВУ;
  • гарантирование по кредитам БВУ;
  • повышение квалификации руководящих работников и менеджеров в сфере предпринимательства.

В ближайшей перспективе ожидается внедрение новых мер поддержки, связанных с формированием и развитием блока электронных сервисов для экспортеров в рамках «единого окна», который будет включать следующие мероприятия:

  • проведение анализа внешних рынков сбыта;
  • оказание поддержки в части обучения и консультирования представителей институтов развития и экспортеров по вопросам продвижения товаров и услуг на экспорт, в том числе в регионах;
  • предоставление информации о возможностях для сотрудничества с иностранными партнерами;
  • оказание услуг по продвижению товаров на внешние рынки, в том числе посредством проведения специализированных выставок;
  • оказание содействия в установлении деловых контактов с потенциальными иностранными партнерами. 

Также будут предоставляться готовые маркетинговые решения, сервис по участию в международных проектах и тендерах, а также услуги по юридической поддержке и проверке контрагента. Наполнение электронных сервисов будет направлено на предоставление актуальной аналитической информации по доступу на внешние рынки сбыта в разрезе товарных групп, а также на обучение и консультирование экспортеров по вопросам продвижения экспортных товаров, в том числе в регионах.

Вместе с тем, при предоставлении нефинансовой поддержки экспортерам не преодолены проблемы, связанные с охватом, системностью и доступностью.

Поэтому в рамках реализации принципа «единого окна» утвержден новый стандарт оказания услуг экспортерам, включающий сроки предоставления и перечень услуг, а также типовые пакеты документов для получения поддержки. 

 Финансирование деятельности по поддержке сельскохозяйственного экспорта из государственного бюджета

Финансирование деятельности по поддержке экспорта агропродовольственной продукции в странах постсоветского пространства осуществляется как из государственного бюджета (через правительственные учреждения или государственные институты поддержки экспорта), так и из бюджетов некоммерческих организаций (торгово-промышленных палат, объединений экспортеров и других участников рынка).

В отдельных странах (как, например, в Таджикистане) предусмотрена также поддержка за счет донорских организаций.В ряде стран разработаны конкретные планы, приоритетные проекты и программы (подпрограммы), предусматривающие государственное финансирование различных мероприятий по поддержке экспорта.

Финансовая поддержка со стороны государства может оказываться как напрямую, через государственные специализированные институты поддержки экспорта, так и через частные банки, которые затем получают компенсацию от государства. В то же время различные формы нефинансовой поддержки (проведение маркетинговых исследований, организация участия в зарубежных выставках) оказываются государственными институтами стран региона как безвозмездно, так и на платной основе.

Далее приведены системы финансирования деятельности по поддержке экспорта сельскохозяйственных товаров в Казахстане.

Финансовые затраты на реализацию Правительственной программы «Национальная экспортная стратегия Республики Казахстан на 2018-2022 годы» предусматриваются за счет республиканского бюджета, а также за счет частных средств. Кроме того, на Государственную программу индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы (ГПИИР) предусмотрено выделить из республиканского бюджета 643,9 миллиарда тенге, в том числе:

  • на сервисную поддержку экспорта (включая меры по созданию и продвижению экспортных казахстанских брендов) – 6104,5 миллиона тенге;
  • на возмещение затрат экспортеров –1400 миллионов тенге.

По результатам реализации этой Программы в 2015-2016 годах созданы три зонтичных бренда, ориентированных на крупные целевые рынки Китая, Российской Федерации и Исламской Республики Иран:

  • «Qazaq Organic Food» - способствует продвижению органической продукции сельскохозяйственной отрасли и перерабатывающей промышленности
  • «Halal Kazakhstan» - реализуется в интересах производителей продуктов, состав и технология изготовления которых соответствует мусульманским традициям
  • «KazMeat» - служит интересам производителей мяса КРС и птицы

В 2015 году в рамках ГПИИР возмещены затраты субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению отечественных обработанных товаров на сумму 180 миллионов тенге.

На сервисную поддержку для стимулирования экспорта через АО «Kaznex Invest» выделено 1079,3 миллиона тенге.

За счет этих средств организовано участие казахстанских предприятий в пяти крупных международных зарубежных выставках в трех странах (Кыргызстан, Российская Федерация и Китай).

В этих мероприятиях приняли участие 28 предприятий, подписаны экспортные контракты на поставку продукции на общую сумму 18 миллионов долларов США.

В рамках продвижения 78 товарных знаков 65 отечественных предприятий на зарубежные рынки проведены 13 рекламно-презентационных мероприятий для потенциальных покупателей из Италии, Германии, КНР, Российской Федерации, Туркменистана, Исламской Республики Иран и Кыргызстана, в результате чего были заключены экспортные контракты на сумму 55,8 миллиона долларов США.

В 2016 году в рамках ГПИИР на сервисную поддержку было выделено и освоено 1443 миллиона тенге. Были реализованы следующие меры:

  • издан справочник «Экспортная продукция Казахстана, 2016 год»;
  • организовано сопровождение Национального интернет-ресурса www.export.gov.kz.;
  • произведено 60 выпусков специальной телевизионной программы;
  • выпущен спецжурнал «Exporter»;
  • размещены 4 материала в авиа- и железнодорожных журналах;
  • организовано участие 40 предприятий в 19 зарубежных выставках;
  • проведено 10 зарубежных торговых миссий;
  • размещено 4 национальных стенда на международных выставках;
  • проведено 14 мероприятий по продвижению товарных знаков 135 отечественных предприятий.

Согласно целевым индикаторам Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы объем экспорта продовольственных товаров в 2021 году должен вырасти на 600 миллионов долларов США по сравнению с уровнем 2015 года.

Общие расходы, предусмотренные в республиканском и местных бюджетах на реализацию этой Программы, составят в 2017-2021 годах 2374,2 миллиарда тенге. Финансирование негосударственных организаций, оказывающих поддержку экспортерам, осуществляется в основном на коммерческой основе.

Следует отметить, что основным недостатком финансовых мер поддержки является дороговизна кредитных ресурсов. Отечественные экспортеры проигрывают в конкурентной борьбе за экспортные рынки в значительной степени потому, что не могут предоставить иностранным покупателям своей продукции такие привлекательные кредитные условия, которые могут обеспечить иностранные конкуренты.

На сегодняшний день процентные ставки по экспортным кредитам «KazakhExport» достигают 8% и более, тогда как нормативы ВТО позволяют экспортным кредитным агентствам устанавливать их на уровне справочной коммерческой процентной ставки (Commercial Interest Reference Rate – CIRR), которая за период с 15 июля по 14 августа 2017 года не превышала 4%.

В целом существующая в Казахстане система по поддержке экспорта соответствуют требованиям ВТО. Вместе с тем, она не в полной мере обеспечивает скоординированную и согласованную поддержку его развития.

Поэтому возникает необходимость совершенствования мер поддержки экспорта через финансирование из государственного бюджета, в особенности таких мер как покрытие валютных рисков, прямое кредитование, поддержка посредством выпуска облигаций, страхование от недобросовестного использования облигаций, а также эффективное юридическое содействие.  

Выводы

Поставки за рубеж сельскохозяйственной продукции являются существенной статьей доходов от экспорта для большинства стран постсоветского пространства – в 2016 году доля товаров данной группы в общем объеме экспорта этих стран составляла от 6% (Азербайджан) до 47% (Республика Молдова).

При этом крупнейшими поставщиками являются Российская Федерация, Украина, Беларусь и Казахстан – в 2016 году на указанные страны пришлось 86,3% всего экспорта продукции аграрного сектора из данного региона (соответственно, 38,15%, 34%, 9,4% и 4,9% общего объема поставок).

Большинство постсоветских стран являются нетто-импортерами продовольствия. Только Украина, Узбекистан, Республика Молдова, Беларусь и Туркменистан имеют положительное сальдо в торговле товарами данной группы. За последние пять лет рост экспорта агропродовольственной продукции наблюдался только в Грузии, Республике Молдова и Российской Федерации (на 35,6%, 7,6% и 1,4%, соответственно).

В то же время поставки из большинства стран постсоветского пространства значительно снизились. Сокращение составило от 17,7% (Беларусь) до 48,0% (Азербайджан).

В этой связи вопросы совершенствования экспортной политики стран постсоветского пространства приобретают еще большую актуальность. К настоящему времени в большинстве указанных стран разработаны или находятся в стадии разработки национальные стратегии и программы развития экспорта, где особая роль отводится поставкам агропродовольственной продукции.

В экспортных стратегиях и программах большинства рассматриваемых стран содержатся конкретные планы развития экспорта с указанием наиболее перспективных с точки зрения экспортного потенциала товаров, направлений поставок и т.д. В то же время в ряде соответствующих программных документов далеко не в полной мере учитывается наработанный мировым сообществом опыт в сфере организации поддержки сельскохозяйственного экспорта и применения различных инструментов его стимулирования. Это выражается, в частности, в недостаточном развитии различных институтов поддержки экспорта, прежде всего негосударственных организаций (торгово-промышленных палат, объединений экспортеров и др.), недооценке их потенциала в вопросах продвижения продукции на внешние рынки.

В отдельных странах постсоветского пространства подобные организации просто отсутствуют. В тех же странах, где они существуют, государственные структуры пока далеко не полностью используют их возможности. В ряде случаев государственные институты поддержки экспорта в странах региона предоставляют услуги экспортерам на платной основе, тогда как в странах – ведущих поставщиках продовольствия на мировой рынок подобные услуги оказываются бесплатно или на льготной основе.

Данная практика ставит экспортеров агропродовольственной продукции из постсоветских стран в неравные условия по сравнению с конкурентами из других регионов мира. В настоящее время страны постсоветского пространства все более активно используют инструменты поддержки экспорта, принятые в мировой практике. Однако набор инструментов в каждой стране является пока далеко не полным.

К тому же отдельные виды поддержки (как, например, финансирование участия в зарубежных выставках) не носят развернутый характер и сводятся к компенсации расходов на аренду выставочных площадей. Финансирование мероприятий по поддержке экспорта в силу ограниченных бюджетных возможностей постсоветских стран является далеко не достаточным для реализации экспортного потенциала аграрных секторов стран. В этой связи весьма важное значение имеет рациональное расходование средств, выделяемых на стимулирование экспорта. Для этого должны быть разработаны четкие критерии эффективности расходования бюджетных средств на эти цели.

Рекомендации

Проведенный анализ позволил сформулировать следующие меры в области поддержки экспорта агропродовольственной продукции, реализация которых в странах постсоветского пространства могла бы дать заметный положительный эффект:

  • развитие институтов поддержки экспорта (как государственных институтов, так и негосударственных организаций),
  • налаживание эффективного взаимодействия между ними;
  • расширение набора инструментов поддержки экспорта, соответствующих нормам и правилам ВТО, с использованием передового мирового опыта;
  • определение сравнительной эффективности различных инструментов поддержки с учетом экономической отдачи от их использования (в том числе с учетом количества экспортных контрактов, заключаемых после каждого мероприятия);
  • концентрация бюджетных средств на наиболее эффективных инструментах стимулирования экспорта сельскохозяйственных товаров;
  • проведение дополнительных исследований экспортной политики стран постсоветского пространства, формирование конкретных рекомендаций по ее совершенствованию;
  • создание электронного портала для определения перспективных экспортных товаров и для обмена информацией между экспортно-импортными структурами стран региона;
  • подготовка прогнозов экспорта и импорта агропродовольственной продукции в странах постсоветского пространства;
  • организация образовательных проектов, подготовка специалистов по экспорту;
  • создание Экспертной группы в области продвижения экспорта в рамках ATEN (Группы экспертов по вопросам сельскохозяйственной торговли в Европе и Центральной Азии), включение в ежемесячный бюллетень данной группы раздела, посвященного теме продвижения экспорта, организация онлайн-дискуссии на заданную тему на веб-платформе Экспертной группы;

Существующие программы и инициативы ФАО следует дополнить следующими направлениями:

  • проведение опросов по различным аспектам политики поддержки экспорта среди различных категорий лиц, связанных с экспортом агропродовольственной продукции (руководителей компаний, экспортирующих продукцию и содействующих экспорту, объединений производителей и экспортеров, независимых экспертов);
  • организация встреч экспертов по продвижению экспорта с участием представителей ФАО;
  • проведение онлайн-курса ФАО по вопросам политики поддержки экспорта сельскохозяйственных товаров;
  • периодическое обновление информации о политике поддержки экспорта в странах постсоветского пространства;
  • образовательные семинары по вопросам экспортной политики и по возможностям получения экспортерами государственной поддержки с участием экспертов ФАО;
  • организация публикаций по вопросам совершенствования политики поддержки агропродовольственного экспорта в постсоветских странах в международных изданиях;
  • подготовка регулярных страновых обзоров постсоветских стран) и их публикация на веб-странице Группы экспертов по агропродовольственной торговле.

Теги:сельское хозяйство, агропродовольственный рынок, исследования, Казахстан, экономика, обзоры, ООН, ФАО


Читайте также

Комментарии (0)

avatar