Всемирный банк поставил Узбекистан в пример Казахстану - Энигма - Позиция - Угол зрения - Будь V теме
Меню
Назад » » »

Всемирный банк поставил Узбекистан в пример Казахстану

Ведущий экономист Всемирного банка Стефка Славова проанализировала реформы в сфере ведения бизнеса в Центральной Азии, проведенные за последние 15 лет. О своих выводах г-жа Славова написала в небольшой статье "Центральная Азия и «Ведение бизнеса»: 15 лет реформ?". Редакция портала "Будь в Теме" предлагает своим читателям данный материал.

Центральная Азия и «Ведение бизнеса»: 15 лет реформ?

В этом году проекту «Ведение бизнеса» – самому ожидаемому и цитируемому изданию Всемирного банка – исполняется 15 лет. Доклад «Ведение бизнеса», стартовавший в 2003 неоперившимся птенцом, сегодня охватывает 130 стран мира, и, как настоящий тинейджер, вызывает и восхищение, и критику. Одни любят его безусловно, другие утверждают, что его недостатки перевешивают сильные стороны. Но, не смотря на это, никто не может отрицать, что проект «Ведение бизнеса» стал основным катализатором реформ во всем мире: сегодня насчитывается более 3200 реформ регулирования бизнеса, инициированных исследованием и выполненных в соответствии с его методологией.

Четыре страны Центральной Азии, входящих в рейтинг «Ведение бизнеса» (Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан и Узбекистан), полностью поддержали проект и разделяют его глобальный посыл. В конце 2000-х годов правительства Казахстана, Кыргызской Республики и Таджикистана обратились в Департамент инвестиционного климата Всемирного банка, где я тогда работала, с просьбой поддержать реформы в сфере ведения бизнеса. Это был бурный период для всех энтузиастов «Ведения бизнеса»!

Грузия осуществила ряд реформ, продемонстрировав, что даже бедные постсоветские страны могут значительно подняться в рейтинге и получить признание как успешные реформаторы. Другие страны вскоре последовали примеру Грузии. Президенты стран стали обращать внимание на рейтинг своих государств в Докладе. Наше небольшое подразделение едва справлялось с потоком запросов на разработку программ реформ, составление диагностических записок и «рецептов» на реформы. Я чувствовала себя доктором «Ведения бизнеса» - ставила диагнозы и выдавала рецепты. Я посетила множество стран, в том числе Казахстан и Таджикистан, в период работы по запуску реформ. Далее, чтобы помочь всем странам, внезапно «проснувшимся» и осознавшим потребность в реформах, нам пришлось расширить нашу небольшую команду.

Мне посчастливилось войти в команду отдела по реформам в сфере ведения бизнеса, в составе которой мы презентовали первую программу реформ в Астане в декабре 2008 перед Каримом Масимовым (на тот момент он занимал пост премьер-министра), всеми членами правительства и представителями международных финансовых организаций. (Тогда, чтобы добиться максимальных результатов, мы работали в партнерстве с ЮСАИД – агентство уже запустило программу реформ бизнес-среды в Казахстане, Кыргызской Республике и Таджикистане и сформировало сильную команду местных консультантов).

На мой взгляд, доклад «Ведение бизнеса» пользуется популярностью в Центральной Азии даже больше, чем в других регионах. Здесь выводы Доклада тщательно отслеживаются, рейтинги обсуждаются среди лиц, принимающих решения, и каждый новый выпуск вызывает как пылкий энтузиазм в отношении новых реформ, так и волну пристрастной критики в адрес вашингтонской команды и нашего местного подразделения. Некоторые правительства – например, Казахстан – пошли еще дальше и привлекли успешных иностранных экспертов, которые помогают им в осуществлении реформ.

Stefka Slavova is a Lead Economist of the World Bank based in the Central Asia Regional Office

В начале этого года Казахстан выпустил первый (и очень успешный) субнациональный доклад «Ведение бизнеса» и попросил команду Всемирного банка помочь расширить исследование с тем, чтобы охватить всю территорию страны. Более того, Казахстан разрабатывает собственный национальный индекс по аналогии с глобальным индексом «Ведение бизнеса». В Узбекистане был разработан указ, определяющий как будут реализовываться реформы в сфере ведения бизнеса и кто будет за это отвечать. Во всех четырех странах есть национальные комитеты, отслеживающие реформы, и все они направляют своих представителей в штаб-квартиру Всемирного банка как минимум один раз в год, чтобы представить команде «Ведение бизнеса» результаты своей работы.

Вопрос в том, был ли во всем этом смысл? Реализованы ли реальные, глубокие и значимые реформы, или, как любят говорить критики доклада, это не более чем косметические корректировки законодательства и нормативных положений, не имеющие реальной ценности для людей и предпринимателей?

Нет сомнений, что некоторые реформы, например, создание центров регистрации предприятий по принципу «одного окна» и онлайн-платформ для регистрации предприятий, получения разрешений на строительство, регистрации собственности, налогового декларирования и уплаты налогов, полезны всем. Но также очевидно, что некоторые реформы, например, внесение изменений в законодательство о защите миноритарных инвесторов или кредитовании, несмотря на их полезность как таковую, не способствовали в сколько-нибудь значимой степени усовершенствованию практики корпоративного управления или расширению кредитования в условиях банковского кризиса. Также, несмотря на достаточно низкие рейтинги по ведению бизнеса между странами Центральной Азии, в сфере трансграничной торговли реализовано очень мало реформ. Ситуация в такие сферах как разрешение неплатежеспособности и обеспечение исполнения контрактов, тоже оставляет желать лучшего.

Другими словами, итог десятилетней работа команды «Ведение бизнеса» в Центральной Азии представляет «смешанную палитру» результатов. На мой взгляд, в дальнейшей работе внимание нужно фокусировать в меньшей степени на рейтингах и оценках, и в большей – на устранении препятствий в реализации реформ. Для этого правительствам Центральной Азии необходимо привлекать частный сектор. А частному сектору понадобится время, чтобы понять и сделать свои выводы относительно реформ в сфере регулирования бизнеса.

Узбекистан уже ведет работу в этом направлении – определив недавно реорганизованную Торгово-промышленную палату в качестве ключевого органа, курирующего основные мероприятия в рамках улучшения своей позиции в рейтинге «Ведение бизнеса». Другие должны последовать этому примеру. Также необходимо улучшить информированность населения о таких мерах, поскольку именно граждане страны, в конечном итоге, смогут ощутить на себе выгоды реформ. И, наконец, реформы должны реализовываться непрерывно при должном уровне внимания. Это потребует постоянной, последовательной, многолетней работы. И реализации.

Стефка Славова, ведущий экономист, офис Всемирного Банка в Центральной Азии.

14.11.2017

Источник: Перейти

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.

avatar