Рустам Бурнашев: Невозможно переносить опыт Казахстана на Россию и наоборот
Политика
24.01.2020
1066
0.0

Владимир Путин в Послании Федеральному собранию заявил о необходимости внесения изменений в Конституцию. Поправки экстренно были разработаны и поступили в Думу. Естественно, депутаты единогласно одобрили все, что предложил российский президент: «За» изменения, затрагивающие 6 глав и 22 статьи российской Конституции проголосовали все 432 депутата, участвовавших в заседании.  В Казахстане за происходящем в России внимательно следят, поскольку отдельные поправки, такие как приоритет Основного закона Российской Федерации над международным правом, могут затронуть и наши интересы. Об этом и многом другом мы побеседовали с профессором казахстанско-немецкого университета Рустамом Бурнашевым.

VT: Казахстанские эксперты усмотрели конституционной реформе и отставке правительства Медведева схожесть с тем. что происходило у нас. Некоторые аналитики договорились до того, что Казах­стан для Кремля является своего рода обкаточным полигоном. Есть ли доля истины в этих словах?

- Именно только доля. Если говорить о принципах, то необходимо отметить следующее. На самом деле, структура власти, основания ее легитимности и легитимизации, политические, социальные и экономические процессы – все это в двух странах слишком сильно различается, чтобы можно было бы хоть как-то линейно переносить опыт Казахстана на Россию и обратно. В России, например, в отличие от Казахстана, доминируют институциональные механизмы легитимизации власти, а не персональные, как в Казахстане. Россия, как держава глобального уровня, существенно больше зависит и от внешних факторов. Вспомните, как ставился вопрос в России накануне выборов 2008 года относительно «третьего срока» В. Путина. Как федеральное государство – от консенсуса, установившегося между регионами и субъектами федерации. Население России, как минимум – в крупных городах, гораздо более активно в политическом и социальном плане, чем в Казахстане. Вспомните реакцию 2012 года в России и практически любые акции политической активности в Казахстане – процессы просто несравнимы. И этот список можно продолжать достаточно долго.

Если говорить о процедурах – фактически в Казахстане еще нет никакого сценария. Мы наблюдаем некий процесс, который был запущен менее года назад. Делать какие-либо выводы о эффективности этого процесса просто невозможно, тем более – бессмысленно говорить о каком-либо его использовании вне казахстанских реалий.

Если подводить итог, отмечу, что сходство в отдельных деталях не означает сходства по сути.

VT: На прошлой неделе состоялась встреча первого президента Нурсултана Назарбаева со спикером мажилиса Нурланом Нигматулиным, на которой Елбасы заявил, что «парламент должен играть ключевую роль в формировании Правительства». Буквально то же самое заявил и Владимир Путин в своем послании. Это совпадение?

- Фактически, я уже ответил на этот вопрос. Отмечу, что во многом это общая черта политических режимов такого типа – аналогичные решения, направленные на усиление роли законодательной ветви власти, принимались, например, и в Узбекистане.

VT: Не означают ли слова Назарбаева, что страна стоит на пороге очередных внеочередных выборов? Зачем первый президент повторяет то? что уже прописано в нашей Конституции?

- Я бы не стал проводить связь между словами Назарбаева и возможностью или невозможностью проведения в стране досрочных выборов. Как показывает опыт, попытки установить такую связь – практически безнадежны. Касательно же того, почему в Казахстане вновь акцентируется важность большей активности парламентских структур в формировании правительства, то ситуация достаточно простая. Дело в том, что, несмотря на фиксацию этого вопроса на законодательном уровне, на практике многие назначения министров в последние годы проходили без согласования с Парламентом, даже формального. Видимо именно это побудило Н. Назарбаева акцентировать полномочия Парламента еще раз. Кстати, это пример отличия России и Казахстана – в России такие нормы соблюдаются гораздо более четко.

VT: Как отразится российская конституционная реформа на Казахстане?

- Связи между нашими странами достаточно устойчивы, чтобы зависеть от изменений такого типа, которые обозначены в послании Путина. Все-таки, эти изменения не затрагивают устройства России в такой степени, чтобы они могли сказаться на ее внешней политике.

VT: Путин предложил закрепить приоритет конституции России над международными договорами. Почему в нашей Конституции нет такого закрепления и нужно ли оно нам?

- Касательно приоритетности международных договоров, участниками которых является Казахстан, относительно национального законодательства. Да, в Конституции Казахстана есть такое положение (пункт 3 статьи 4). Но в 2017 году в этот пункт были внесены изменения, согласно которым «порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством Республики».


Теги:Путин, Назарбаев, точка зрения, Казахстан, Россия, транзит власти, Нигматулин, Рустам Бурнашев, реформа, конституция


Читайте также

Комментарии (0)

avatar