Список основных рисков для Казахстана на 2017 год
Политика
23.01.2017
2700
0.0

Краткая версия основных рисков для Казахстана на 2017 год, составленная политологом Маратом Шибутовым специально для ИА REGNUM.

Марат Шибутов: Оценка рисков — вещь неблагодарная, но необходимая, делать ее время от времени надо хотя бы в рамках интеллектуальной игры и обсуждения. Ну и для того, чтобы власти зашевелились и начали что-нибудь делать. Ниже приведена краткая версия основных рисков для Казахстана на 2017 год.

Экономика

Экономически ситуация будет более выигрышная, чем в 2016 году, — цены на основные экспортные товары повышаются, а также есть надежды на то, что рынок России будет расти, что улучшит казахстанский экспорт. Также в 2016 году был (по сравнению с 2015 годом) рост прямых иностранных инвестиций: за весь 2015 год в Казахстан пришло 14,752 миллиарда долларов, в то время как за 9 месяцев 2016 года пришло 14,519 миллиара долларов. Сельское хозяйство дает хорошие урожаи, и, видимо, так же будет и дальше, учитывая климатический тренд. Так что, в принципе, особых провалов не должно быть.

Но есть один большой риск — это возможное банкротство одного из банков, которое может сказаться очень сильно на всей финансовой системе страны. Прошлый опыт свидетельствует о том, что вполне может начаться паника с массовым изъятием вкладов, а это сразу повлечет за собой цепную реакцию.

К примеру, тот же «Казинвестбанк», который был лишен лицензии в конце декабря 2016 года. Ведь если брать его финансовые показатели с сайта Национального банка на 1 декабря 2016 года (сведения о собственном капитале, обязательствах и активах), то нельзя даже заподозрить, что у банка могут возникнуть проблемы. К примеру, превышение текущих доходов над расходами у него составляло 5,309 миллиарда тенге (1 рубль равен 5,6 тенге — ИА REGNUM ), да и остальные показатели в норме. Это ставит вопрос об адекватности статистики и надзора Национального банка — ведь если статистика не позволяет выявлять слабые и проблемные банки, то кто может рухнуть в следующий раз? Правда, банки должны были получить дополнительную ликвидность за счет легализованных средств, но все равно риски остаются.

В общем, проблемы в казахстанской экономике в основном сосредоточены в финансовой сфере — ведь к банкам еще привязаны их «дочки» в виде страховых компаний, инвестиционных фондов и других финансовых организаций.

Внутренняя политика

Вся внутренняя политика в 2017 году будет завязана на два основных тренда:

  •     перераспределение полномочий между ветвями власти;
  •     войны внутри элиты.

Рабочая группа по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти уже начала работать. По всей видимости, рекомендации будут готовы уже в феврале, и они будут касаться усиления ответственности правительства и парламента за их действия, а также улучшения системы сдержек и противовесов. Тут главный риск не в том, что предложения будут слишком радикальные, а в том, что они будут восприняты как явно недостаточные в данной ситуации. И получается, власть обманула ожидания реформ у населения — рейтинг доверия явно понизится.

Также проблемой будут являться и являются межклановые войны внутри казахстанской элиты. Но теперь дело не будет ограничиваться только компроматом и отставкой, речь уже пойдет об арестах и заключениях с конфискацией имущества. В условиях сокращения ресурсов острота конфликтов резко возросла, и тут преимущество получает тот, кто более активно влияет на силовиков. Не исключено, что конфликт затронет не только элиту — будут использоваться для манипуляций и отдельные группы населения, как в Жанаозене.

Законотворчество

Казахстан как государство сейчас проходит этап реформ, а значит, похож на краба, который периодически меняет панцирь, и именно в данный момент он похож на краба без панциря, мягкого и уязвимого. При этом он уязвим по собственным причинам, а не по внешним. Проводимые реформы сами по себе не опасны, но вот процесс того, как они проходят, опасен — законы принимаются в спешке, экспертизы не проводятся, группы влияния лоббируют в них свои интересы, нормальные обсуждения и разъяснения не ведутся. В итоге, даже если закон нес в себе здравый смысл, то процедура его внедрения оказывалась топорной и неудобной для граждан. В общем, собственная законотворческая деятельность является главным риском для государства. Из-за этого вала законов стоит отдельно выделить законотворчество, в отрыве от внутренней политики и экономики — теперь новые законы — это отдельное явление.

Какие же законы, возможно, станут проблемными? К ним можно отнести (Доклад по проекту Плана законопроектных работ правительства на 2017 год. 03.11.2016):

  1. Закон «О коллекторской деятельности» (сейчас находится в верхней палате парламента) — касается как минимум более 1 миллиона несостоятельных должников, которые сейчас наличествуют в стране.
  2. Закон «О восстановлении платежеспособности граждан Республики Казахстан» (будет внесен в парламент в ноябре) — это уже касается примерно 5 миллионов банковских должников, которые могут при невозможности платить долги объявлять себя банкротами.
  3. Кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет и таможенном регулировании» (будет внесен в парламент в августе) — учитывая настроения государства, налоги на физических и юридических лиц будут повышаться, но так как лоббисты сильных групп будут стараться переложить налоги на другие группы, кто-то окажется обиженным — а это уже чревато возмущением.
  4. Кодекс «О недрах и недропользовании» (будет внесен в парламент в сентябре) — тут уже меняются условия для недропользователей, а это не те люди, с кем можно шутить, особенно в кризис. Отметим, что у разработчиков месторождений всегда есть секретное оружие — рабочие коллективы, которые забастовками и протестами могут поколебать внутриполитическую стабильность, если вдруг налоговый режим для предприятия изменится в худшую сторону.
  5.  Новый закон «Об административных процедурах» (будет внесен в парламент в июне) — это изменение самого главного закона для государственных служащих, потому что именно он определяет работу государственного аппарата. Если в нем что-нибудь будет не так, фигурально выражаясь, колеса перестанут крутиться.
  6. Административный процессуальный кодекс (будет внесен в парламент в июне) — это уже совсем новое слово в казахстанском законодательстве. Если люди смогут подавать иски в суд на государство, то это огромный шаг вперед в сторону демократии, но риск не оправдать надежды очень велик.

Фактически будет внесено в парламент 33 законопроекта в течение года, что уже немного меньше, чем в 2016 году, но все равно в два раза больше, чем несколько лет назад. Так что повторение истории с плохим разъяснением неизбежно.

Ну и не забываем, что продолжается внедрение пресловутого закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму» от 22 декабря 2016 года. Например, там есть положение про регистрацию IMEI-кодов сотовых телефонов и отключение от сетей тех, кто не зарегистрирован. Теперь купленные за границей телефоны придется за деньги регистрировать в базе. Какой переполох среди людей это вызовет, можно только предполагать. И таких положений в этом законе еще несколько.

Внешняя политика

Внешняя политика несет самые меньшие риски из всех рассматриваемых сфер — это связано как и с грамотным курсом Казахстана, так и с малой заинтересованностью в Казахстане основных мировых центров силы.

Основные проблемы могут ожидаться из-за проблем между главными партнерами Казахстана: Евросоюзом, Россией, Китаем и США. Когда они начинают выяснять отношения друг с другом, это косвенно отражается на Казахстане и приносит ему проблемы. Именно обострение отношений между этими центрами силы и есть основной риск для Казахстана во внешней политике.

Безопасность

Риски безопасности можно разделить на природные и на антропогенные, то есть обусловленные деятельностью человека.

Основной природный риск для страны — это увеличение количества осадков, как в виде снега, так и дождей. Платой за дополнительное увлажнение являются различные природные бедствия. На равнинах, на реках казахстанского типа будет в очередной раз мощное половодье, которое станет для большинства сел, расположенных в их пойме, весьма и весьма неприятным. В горах снеговое половодье не так важно, а вот дожди могут привести к паводкам, оползням и, самое плохое, к селям. Так что плотины и дамбы нужны, не говоря уже о давно назревшем выселении людей из водоохранных полос.

Основным антропогенным риском является терроризм. Сам он будет носить характер спонтанных акций — нападений на силовиков и административные здания. Но основная его опасность в трех вещах — в панике населения, информационной истерике иностранных СМИ и мерах государства по борьбе с терроризмом. Последние в основном резко ограничивают права и возможности простых граждан и, по сути, играют на руку террористам, увеличивая их популярность и снижая доверие населения к власти.

Выводы

В целом 2017 году будет довольно тяжелым для страны, но не катастрофическим.
Основной риск для населения — это природные чрезвычайные ситуации в виде половодий, селей и оползней, а также экономические — в виде проблем финансового сектора.

Для элиты же главное — это внутренние межклановые войны и возможные проблемы с населением из-за деятельности по реформированию страны.


Теги:риски, прогноз, Казахстан, мнение, Марат Шибутов, аналитика, 2017 год


Читайте также

Комментарии (0)

avatar