Религия - новый государственный инструмент - Социум - Позиция - Угол зрения - Будь V теме
Меню
Назад » » »

Религия - новый государственный инструмент

фото с сайта ru.rfi.fr

Значительные геополитические перемены, происходящие в последние десятилетия, заставляют по-новому взглянуть на роль религии (в частности, ислама) в нем. Известно, что в процессе формирования и становления государственности определяющую роль играют различные факторы. К числу самых действенных и мощных из них, которые способствуют появлению и формированию идеологического пространства в том или ином государстве, можно отнести и религию. Произошедшие исторические перемены на всем постсоветском пространстве дали начало новым, не имевшим ранее место процессам переосмысления исторического наследия, восстановлению духовных ценностей  - нередко через призму религиозного возрождения. На волне всеобщей эйфории освобождения от тоталитарного режима СССР, многие субъекты бывшего союзного государства, ставшие независимыми странами, принялись форсировать развитие отношений со странами мусульманского мира, и шли на значительное послабление законодательного контроля над процессами религиозного возрождения.

Одной из особенностей религиозной ситуации в Казахстане является отождествление национальной и конфессиональной принадлежности. То есть религия рассматривается большинством жителей Казахстана как элемент этнической культуры и национальных традиций. Фактически наблюдается интеграция в некую особую культуру: приверженность к какому-либо течению сначала дает определенные плоды, такие как раскрытие духовности, но на самом деле заставляет уйти в это дело. Соответственно, это выражено отсутствием иммунитета к радикализации, фактором защиты против которой, как правило, являются знания, чего у нашего общества нет, а государство в свою очередь не в состоянии предотвратить данные процессы, что в последующем может привести к полной капитуляции в религиозном вопросе. Ассоциативное мышление казахстанского общества представляет собой некий прообраз чего либо, поэтому в нашем представлении все казахи еще считаются представителями мусульманской веры, русские – православной. Между тем, сегодня наблюдается тенденция исламизации различных этнических групп.

Подобное понимание общества выражено тем, что межнациональные и межконфессиональные отношения в республике переплетены друг с другом и, следовательно, усложнение межконфессиональных отношений может привести к обострению межнациональных отношений. Однозначно, ситуация в стране довольно-таки напряженная:

соответствующие органы, которые должны были проводить политику толерантности и создавать диалог между культурами, превратились в некое шоу ряженных, что простимулировало быстрый рост альтернативной консолидирующей идеологии, так как правительство своими имиджевыми проектами попало в нирвану, где через розовые очки невозможно разглядеть истинную ситуацию в регионе.

Стоит отметить, что проявляется усиление влияния религиозного фактора на различные стороны жизни казахстанского общества. Динамика усиления проявляется следующими формами:

  • масштабы сфер влияния традиционных религиозных институтов;
  • возрастание восприимчивости населения к религиозному воздействию;
  • усиление социальных функций религиозных объединений;
  • увеличение роли религиозного образования;
  • активизация деятельности религиозных миссионеров;
  • интеграционные процессы с мусульманским миром.

Усиление роли религии и поликонфессиональность казахстанского общества можно использовать как положительный фактор для укрепления и сохранения единства страны. Для этого уже создаются всевозможные условия, то есть государство идет семимильными шагами и пытается обуздать новую стихию.

Ислам Кураев

Но на деле любая ошибка чревата вспышкой массовых недовольств, так как политизируя религию - следует обеспечивать внутристрановой баланс, а создавая диалоговые площадки - выступать медиатором. Тем более, что разобщенность современного казахстанского общества можно использовать по старому методу «разделяй и властвуй». Но разделять уже не приходится, следует только научиться управлять ситуацией. При этом не нужно создавать сложные механизмы, какие-то непонятные структуры «над, под, взад, вперед». Надо только выполнять работу на местах, которую должны выполнять специалисты. Именно меры, принятые сегодня, сыграют важную роль завтра в «общественной перестройке Казахстана».

На данном этапе, правительство должно отказаться от применения силовых методов решения проблем. Сегодня идет война идей, в которой политинституты страны проигрывают, так как государственные структуры не в состоянии обеспечивать население достоверной и объективной информацией. Отмечу также, что тема религиозного исламского радикализма на территории Казахстана искусственно разжигается и угроза преувеличивается для оправдания силовых действий спецслужб. Даже краткий анализ фактов говорит о растущей угрозе со стороны радикального ислама.

Но большую опасность для страны представляют работники государственных структур, не те которые являются религиозными людьми, а именно та группа представителей власти, которая не имея надлежащих навыков, пытается на уровне «фантастическо-мифического» творчества решить религиозные вопросы в стране.

Чувства верующего легче всего обидеть, но спичрайтер в теплом кабинете не имеет представления о ситуации, он излагает мысли только исходя из новостных лент. Поэтому у него срабатывает инстинкт самосохранения, который ему говорит где-то в глубине души: ты можешь изменить все к лучшему, это надо запретить, это надо искоренить. Верующие люди назвали бы это проделками шайтана. Но таковы наши реалии, из которых выпадают правительственные структуры. Не имея профессионалов в столице, не привлекая их с регионов, не создавая условия для работы, но при этом активно утверждают, что недостаточно кадров. Это, как вы понимаете, просто заезженная пластинка.

Казахстан с момента своего возникновения заявил о недопустимости вмешательства религии в политику. Законы 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» и 1996 года «Об общественных объединениях» не допускали образование и деятельность партий на религиозной основе и определили принципы деятельности религиозных организаций при праве каждого на свободу вероисповедания. Фактически наблюдается законодательное послабление, которое сегодня пытаются регулировать, но практически это будет невозможным. Следует выбивать клин клином и действовать аналогично, как те самые миссионеры радикализма.

Мои рекомендации, направленные на улучшение государственной политики в религиозной сфере:

  • пересмотреть государственную политику в области религий, которая должна быть научно обоснована и исходить из реальной религиозной обстановке в стране;
  • разработать единую концепцию государственной политики в области религии в стране, основываясь на международном опыте и местных традициях;
  • привлечь соответствующее экспертное и научное сообщество для осуществления аналитической работы в области религий, чтобы иметь общую картину представления религиозного мировоззрения по регионам Казахстана и деятельности религиозных групп и организаций;
  • разработать соответствующую базу данных по религиозным группам и организациям, осуществляющим деятельность в Казахстане, выложить во всеобщий доступ;
  • привлечь специалистов для разработки правовых норм определения степени виновности и определения наказания лиц, вовлеченных в противоправные действия;
  • подвергать экспертному анализу все законопроектные разработки, нормативные документы и дополнения в существующее законодательство;
  • разработать правовую регламентацию миссионерской деятельности на территории республики;
  • выработать меры по обеспечению сотрудничества и координации деятельности правительственных структур, неправительственных и молодежных организаций по предупреждению распространения религиозного экстремизма

Ислам КУРАЕВ, политолог

05.07.2017
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.

avatar