Воскресенье - 24.06.2018 - 15:04
В судебной системе ощущается кадровый голод
Социум
31.05.2018
292
0.0

В Казахстане полным ходом идет реформирование судебной системы. Огромное внимание уделяется формированию профессионального судейского корпуса и повышения доступности к правосудию. Но, несмотря на позитивные сдвиги, все еще остаются проблемы, которые необходимо решать. Такое мнение высказала главный специалист- секретарь судебного заседания Администратора судов по Акмолинской области Арайлым Садыкова.

По словам Садыковой, в числе важных нововведений - повышение возрастного ценза до 30 лет, внедрение полиграфологического исследования кандидатов в судьи, введение оплачиваемой стажировки, увеличение юридического стажа с 2 лет до 10 лет или же до 5 лет стажа участия в заседаниях в качестве прокурора или адвоката либо секретарем судебного заседания.

"Однако, секретарь судебного заседания, который показал свои лучшие качества через 2-3 года уходит на вышестоящие должности, - отмечает Садыкова. - Это говорит о том, что 2-3 года является достаточным сроком для полного освоения работы секретаря. Например, проработав 3 года секретарем судебного заседания, работника повышают до специалиста или начальника отдела, заведующим канцелярии. Работая на этих должностях, которые охватывают практически всю деятельность суда, работник суда вынужден набирать стаж до 10 лет либо снова возвращаться работать секретарем. Во многих районных судах секретари судебных заседаний работают свыше 10 лет без желания дальнейшей перспективы, что приводит в тупиковое положение тех, кто ставит перед собой цель стать в будущем судьей. Хотя если сравнить знания секретаря судебного заседания, который работает в рамках только судебного процесса, то например сотрудники отдела анализа и планирования, заведующие канцеляриями владеют большей информацией и знаниями, так как сфера их деятельности намного обширнее".

При этом, отмечает она, принятие изменений касающихся стажа, привело к тому, что в судебной системе стал ощущаться кадровый голод.

"Например, если взять Акмолинскую область, то в 2016 году было выделено 10 мест для прохождения стажировки в суды, однако всего два кандидата подали заявление и только один прошел комиссию, что составляет всего 10%, в 2017 году на 16 мест подали заявление 8 чел, прошли комиссию 7, что составляет 44%, а в 2018 году на 6 мест нет ни одного кандидата", - поясняет Садыкова. - Тем временем работники судебной системы, успешно сдавшие квалификационный экзамен, прошедшие стажировку до 2016 года и получившие положительное заключение пленарного заседания, имеющие стаж работы в судебной системе свыше пяти лет (из них 2-3 года секретарем с/з) в связи с изменениями касательно обязательного пятилетнего стажа только секретарем, пройдя такой путь не имеют возможности участвовать в конкурсе на занятие вакантных должностей".

Еще один немаловажный аспект, который затрагивает в своем анализе секретарь судебного заседания, касается тех кандидатов в судьи, которые окончили магистратуру. по ее словам, сейчас ситуация обстоит таким образом, что такие кандидаты, хоть они и освобождаются от сдачи квалификационного экзамена и прохождения стажировки, не имея стаж работы секретарем, но проработав в суде 5 лет, вынуждены либо начинать работать секретарем еще 5 лет, либо добирать общий стаж до 10 лет. Тем самым, сроки, которые освобождали их от сдачи квалификационного экзамена и прохождения стажировки истекают, пока они набирают стаж.

"Тогда назревает вопрос: «В чем тогда преимущество магистратуры?». «Почему изменения коснулись тех кандидатов, которые прошли все этапы отбора еще до изменений?». Многие кандидаты, в связи с этим, уходят из судебной системы. Насколько это правильно?" - задается вопросом Садыкова.

 


Теги:ситуация, Оценка, суды, Реформирование


Читайте также

Комментарии (0)

avatar