ГлавнаяУгол зренияТет-а-тетЛичный гость
Александр Гутин: Я никогда не нарывался на такую истерику!
Личный гость
21.06.2019
4960
4.5

Эта неделя в казахстанском сегменте Фейсбука прошла под знаком Гутина и кобыза. Или кобыза и Гутина — кому как больше нравится. Александр Гутин — поэт, писатель, шоумен, блогер, гражданин Израиля и России. Имеет многотысячную армию поклонников по всему миру, в том числе и в Казахстане.

18 июня на своей странице в ФБ Александр опубликовал юмористический пост, как в Астане он ходил в музей кобыза. Для тех, кто не в курсе предлагаем этот пост, как говорится, без купюр (за исключением обсценной лексики):

«Однажды, когда я был в Астане, которая сейчас называется именем отца и матери казахов, мне сказали:

- Дорогой Александр, вы просто обязаны сходить в музей кобыза.

- В музей кого?- не понял я

- Не кого, а чего- поправили меня- В музей кобыза.

-Это ведь не кумыс?- на всякий случай переспросил я.

-Нет, конечно, это не кумыс, а совсем даже наоборот. Это музыкальный инструмент.

-Понятно. То есть у вас есть музей одного музыкального инструмента?

-Да. Потому, что это уникальный инструмент. Он не просто инструмент, он инструмент, который доказывает древнюю культуру казахов.
Смотреть на кобыз мне не очень хотелось, но делать мне все равно было нечего, и я пошел.

В просторном зале по периметру стояли кобызы. Эта такая деревянная штука, на которую натянуты две струны из конских волос, а музыкант пилит по ним смычком.

Я х.. знает, конечно, не знаток в этической музыке, но напоминает это, как будто пенопластом по стеклу херачат. Но не вот прямо противно, а чувак заморочился и научился пенопластом аккорд брать.

- Вот этот кобыз виртуоза акына Жалпаса Тулебаева, а вот тот Олжаса Кизякбекова- говорил мне экскурсовод, я кивал, делал важное лицо, переспрашивал, мол, неужели самого Кизякбекова? Надо же, кто бы мог подумать.

В центре композиции стоял отдельный, под стеклом, в специальной витрине, кобыз.

- А это чей? Наверное на нем играл самый лучший кабызец?-спросил я- Ну, раз он самый центровой.

- Конечно- согласился экскурсовод-Самый лучший и самый главный. Это инструмент самого Нурсултана Абишевича Назарбаева.

-Ишь ты- ответил я- Прямо так и его?

-Ну, не совсем, конечно, но он брал его в руки.

Какой исключительный п...ц, подумал я.

- А вы знаете, что кобыз самый древний струнный инструмент в мире?

-Нет не знаю- ответил я.

- Так вот, теперь знаете- улыбнулся экскурсовод.

Тут я хотел спросить про древнеегипетские и древнегреческие лиры, да и про царя Давида, который был тот еще игрец на струнных, но передумал, чтобы не обижать человека.

-А теперь мы хотим пригласить вас на выступление знаменитой исполнительницы музыки на кобызе!- торжественно сказали мне.

"Почему, б...ь я?"- подумал я. Но выхода не было.

Исполнительница была великолепна. Одета в национальные одежды, черноброва и черноглаза. Прямо Роза Рымбаева в молодости.

Когда я полчаса отстрадал, исполнительница поведала мне историю того, как она стала играть на кобызе.

-Понимаете, у нас есть места силы. И вот однажды, я поехала на Мангышлак, в такое место. Я сидела на краю пропасти, и вдруг в небе увидела парящего беркута. Он спускался ниже и ниже, пока не оказался у меня над головой. Я посмотрела на него и увидела, что рядом парят тридцать орлов и шестьдесят соколов.

-Прям так и шестьдесят?- зачем-то спросил я, хотя и так все было ясно.

-Вы что, мне не верите?- удивленно посмотрела мне в лицо исполнительница- Я считала!

-Охотно верю- промямлил я в ответ-Это я так, для поддержания разговора.

-Понятно. Так вот, надо мной парил беркут, тридцать орлов и шестьдесят соколов, и я услышала голос. Он говорил, что я должна взять кобыз и играть. И я так и сделала. Невесть откуда появился инструмент, и я заиграла на нем чудесную музыку, хотя раньше играть не умела!

- О….ь! - ахнул я в ответ- Ой, то есть, надо же какое чудо!

Вот такая удивительная история, которую я вам рассказал специально для того, чтобы вы знали, что на Мангышлаке растут очень забористые наркотики, прямо вот от души рекомендую».

Этот пост вызвал неоднозначную реакцию среди казахстанцев. Были те, кто смеялся от души и те, кто решил, что Гутин унизил этим постом «сакральный инструмент — кобыз».

Любой, так называемый, «срач» в интернете не проходит без участия троллей и ботов. Естественно и пост Гутина не обошла та же участь. И понеслась. Дошло до оскорблений автора, его семьи и близких. И длилась эта словесная битва дня три — не меньше.

Поначалу Гутин искренне недоумевал, почему на него обижаются, потом, когда негатива в его адрес стало слишком много, тоже перестал любезничать и начал активно банить тех, кто был чересчур резок.

С учетом того, что подобное в Казахстане происходит не впервые (достаточно вспомнить, как российский писатель Дмитрий Быков отменил свой приезд в Алматы или как казахстанская общественность выступала против визита Сергея Киселева) мы решили поговорить с Александром Гутиным о том, что же все таки произошло с его точки зрения:

Александр, расскажите, когда вы впервые оказались в Казахстане? В каких городах вы бывали? И часто ли приезжаете в Казахстан? И зачем?

- Впервые в Казахстане оказался еще в годы службы в Советской Армии. Был я обычным солдатом срочной службы и меня командировали на полигоны на севере республики. Если честно, в больших городах тогда был только проездом, да и время было абсолютно другое. В современный Казахстан впервые попал, если не ошибаюсь, в 2011 году. Бывал в Алма-Ате, Астане, Уральске, Кокчетаве, был пару дней в Боровом. С тех пор приезжал к вам неоднократно.

В основном, конечно, в Алма-Ату и Астану. Зачем приезжал? Приглашали с концертами, было пару деловых поездок. Многие говорят, мол, Гутин приехал за деньгами. Но, прошу заметить, я — не бременский музыкант, я не кочую с балаганом, меня приглашали казахстанские организаторы, а деньги, которые я получал, я честно отрабатывал. Да, я получаю за свою работу деньги, как и все. В последний раз я приезжал, чтобы выступить практически бесплатно, чтобы поддержать свою хорошую знакомую из Астаны, которая открыла бар.

- Какое впечатление произвели на вас Казахстан и люди тогда?

- Впечатление самое приятное. У вас красивая природа, вкусная еда, много чудесных людей, да вы и сами это знаете. Наверное, я, как и любой турист в любой стране, смотрел на всё очень поверхностно, и только на то, что мне показывали. Но никогда не изменю мнения, что большинство тех людей, с которыми я общался, прекрасные люди. Я был и бываю в разных странах и оцениваю их одним самым важным критерием мог бы тут жить или нет. На тот момент мне казалось, что вполне мог бы. Я даже казахский язык бы выучил, потому, что люблю учить языки, да и не понимаю, как можно жить в стране и не знать главного языка.

Насколько правдива история про кобыз? Особенно в той части, где рассказывается про «тридцать орлов и шестьдесят соколов»?

История про кобыз абсолютно правдивая. И вариации на тему беркутов и других птиц слышал не только я. Но, думаю, на волне высосанного из пальца хайпа, человека, который был со мной в тот момент, подставлять не надо. Тем более он живет в Алма-Ате. В этом рассказе я не изменил ничего. Возможно ошибся с количеством орлов и беркутов, что мало меняет суть.

Некоторые комментаторы нашли в сети вашу фотографию с того посещения, где вы ни словом не обмолвились про то, что вам не понравился кобыз. А потом вдруг этот пост. Спустя два года. Что сподвигло вас написать его?

Фотография, которую нашли комментаторы прекрасная. Но не понимаю, где там написано про то что мне нравится кобыз? Там написано "Замечательная Акнар и ее кобыз". Да, девушка замечательная, и легенду про себя и орлов она тоже рассказала замечательную, но не понимаю, где я написал хоть слово о своей любви к кобызу? Кстати, о фотографии, я сознательно утаил имя этой девушки. Но те, кто решил вытащить фото на всеобщее обозрение сами показали ее, так сказать, выставив ее не слишком лицепрятно.

Так что, поздравляю этих людей, им удалось по-медвежьи ей услужить. Хотя любой хайп - это хорошо, уверен, что на ее концерты сейчас валом пойдут люди. Процентов с выступлений мне отчислять не надо, пусть переведут в фонд музея кобыза. Что сподвигнуло написать? Да ничего! Просто решил рассказать смешную историю. Без имен и конкретики. И писал я не про нее, повторяю. Если бы ее имя не обнародовали позже, никто бы о ней не узнал бы.

Вас удивила такая реакция на этот пост?

Я не знал, что музыкальный инструмент может так затронуть тонкие струны казахской души, что этот обычный рассказ, который, к слову, огромное количество казахов восприняло с юмором, так явно проявит многих не очень адекватных людей, готовых растерзать за шутку. Возможно, я не знал значения этого инструмента для народа, но что стоило написать одному из многочисленных казахстанских друзей мне в мессенжер и рассказать об этом? Все стали публично бросать камни или наоборот, смеяться.

Как вы думаете, что конкретно в вашем посте вызвало такую негативную реакцию?

Я не хочу об этом думать. Я много раз писал об особенностях разных народов, в том числе и в форме шутки. И о русских, и о евреях, и об украинцах, и об осетинах, о ком угодно. И практически никогда не нарывался на такую истерику. Мне всегда казалось, что большая часть народов и людей на планете имеют чувство юмора, самоиронии, способны посмеяться над собой и другими по-доброму. В конце концов, ничего ужасного про казахов, казахскую культуру и историю я не написал. да и что я мог написать? Я с пониманием и уважением отношусь к любой культуре. Не вижу причин так же не относиться и к вашей. Но, видимо, я попал в ненужный момент. На волне всеобщих неурядиц и политических движений, толпе нужен виноватый. Желательно чужой. Почему бы и не я? Самое интересное, что большая часть из тех, кто поливает меня, не читали первоначальный пост, а сам кобыз слышали в последний раз лет сто назад. Но команда "ату!" дана, все побежали рвать зубами цель. Но я смотрел на это с удивлением, не более того. Не ожидал такого от казахов, народа, которого уважаю.

А как вы оцениваете уровень комментаторов, которые не казахи и не из Казахстана, но которые стали откровенно насмехаться над казахами в комментариях под вашим постом? И почему вы не удаляли их?

Отношусь к ним плохо. Я вообще против любого проявление расовой и национальной нетерпимости, о чем писал огромное количество раз, и на что есть подтверждение. Моя жена наполовину азиатка, сам я далеко не ариец, какие еще могут быть вопросы? Но отвечать за каждого дурака я не могу, как и вас не прошу отвечать за тех жителей Казахстана, которые желали мне отправиться в Освенцим и Бухенвальд, оскорбляли мою жену, детей и маму. Я готов извиняться за свои поступки и поступки своих детей, но требовать у меня ответа за действия чужих взрослых людей? Увольте. Я несколько раз одергивал их в комментариях, но если у кого-то есть более пятидесяти тысяч подписчиков, тот подтвердит, что фильтровать комментарии такого количества людей просто невозможно. у меня помимо интернета есть еще дела, семья, работа.

Поступали ли вам угрозы из Казахстана или от казахстанцев/казахов в России? Насколько реальны эти угрозы, на ваш взгляд?

Ну, я давно не обращаю внимания на интернетовских каратистов. Давно живу на свете, привык. Поступали. Советовали не приезжать в Казахстан, писали кучу гадостей, мерзостей и откровенно фашистских заявлений. Но у меня иммунитет, я же говорю. Спасибо, посмешили.

Вы сказали, что не раз шутили по поводу инструментов и обычаев других народов? Была ли на те посты такая же реакция?

Я уже говорил, не было. От слова вообще. Никогда и нигде. Поздравляю казахов, вы выиграли приз самого обидчивого народа в мире. Скоро о вас вообще никто из иностранцев писать не будет, чтобы не нарваться на очередной сакральный символ, оскорбляющий ваше национальное достоинство больше, чем ваше правительство. Да и вообще, после всего случившегося, мне писали и звонили много знакомых и друзей артистов и выражали мнение, что делать у вас им нечего. Это прискорбно. Хотя у вас есть кобыз, который всегда можно послушать. Еще у вас есть чудесный, совершенно уникальный Димаш, но по видимому в Казахстане он уже тоже не часто. Но это не мое дело, конечно.

Спустя несколько дней, что вы можете сказать об этом кейсе? Какие уроки вы извлекли и к каким выводам пришли?

Уроки? Помилуйте, в моем-то возрасте? Ну, наверное, я больше никогда не буду писать ничего о Казахстане. Хотя до этого дня я писал исключительно хорошее. И стихи в том числе. Могу процитировать стихотворение о казахстанском голодоморе тридцатых, историей которой я проникся:

Чёрный беркут над выжженной степью,

Жаркий воздух, как марево мутен,

Тот, кто выжил, тот глух и ослеплен,

Тот, кто умер, уже не подсуден.

Рвутся жизни измятой бумагой,

Жёсток камень в моём изголовье,

Нас укутали огненным флагом,

Красным флагом, под цвет нашей крови.

Много нынче поставлено точек,

И воды не осталось в колодце,

В тихой юрте уснул мой сыночек

И уже никогда не проснётся.

Чёрный беркут над мёртвым простором

Плачет, как над птенцами своими,

Мы, казнённые голодомором,

И у каждого есть своё имя.

И у каждого есть своё право

Вас судить из высот поднебесья,

Беркут кружит над чёрной расправой,

Наше имя- народ. Ваше -бесы.

Но кому это интересно? Гораздо важнее, что мне не понравился кобыз. Собственно, из-за этого и Казахстан не лидер в мировой экономике, наверное.

Изменилось ли после всего этого ваше отношение к Казахстану?

Я покривлю душой если скажу, что нет, не изменилось. Изменилось. Это честно. И если я наивно полагал, что все казахи такие же, как мои казахские друзья, то теперь я вижу, что это не так. Я буду теперь любить, простите уж великодушно, не весь казахский народ, а только отдельных их представителей. Впрочем, тоже самое я могу сказать и о любом другом народе, в том числе и о своем. Мое отношение изменилось еще и потому, что я увидел, что в Казахстане разыгрывается национальная карта, а это везде и всегда очень опасная штука. Но, если я считал, что казахи в большинстве своем терпимый и дружелюбный к другим национальностям народ, то не буду говорить о всех, но такого большого количества антисемитов и русофобов я не видел давно. Ну, да, как говорится, бог им судья. В целом, я надеюсь, что время меняет и лечит, и изменить свое отношение обратно, я еще успею. Наверное. Может быть. Я желаю всем казахам счастья и самое главное, быть индивидуальностями, а не толпой. В толпе можно и друг друга зашибить. А если смотреть на всё индивидуально, думая самостоятельно, то многое невидимое становится видимым, а многое то, что казалось кривым, выпрямляется. Удачи.


Теги:Александр Гутин, личный гость, Позиция, скандал, Интервью, кобыз, Facebook, Казахстан


Читайте также

Комментарии (0)

avatar