О транспортных проблемах и перспективах Алматы - Экономика - Лайфхак - Угол зрения - Будь V теме
Меню
Назад » » »

О транспортных проблемах и перспективах Алматы

фото с сайта акимата Алматы

В Алматы проходит двухдневная финальная конференция проекта ПРООН-ГЭФ «Устойчивый транспорт города Алматы», участие в которой принял аким Южной столицы Бауыржан Байбек. По словам главы города, транспортная реформа в Алматы будет продолжена, несмотря на критику, которую горожане высказывают в ее адрес.

Мы за ценой не постоим

По словам акима, за годы независимости автопарк Алматы вырос в 10 раз, а доходы алматинцев - в 17 раз. Понятно, что рост доходов провоцирует и рост автопарка. Когда ты можешь себе позволить купить автомобиль, вряд ли ты будешь ездить на общественном транспорте...

Эти выводы подтверждаются и информацией Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром». Согласно распространенным данным, за 10 месяцев 2017 года в Казахстане было реализовано почти 37 тысяч автомобилей, что на 5,3% выше аналогичного показателя 2016 года. Отметим также, что покупка 36961 автомобиля обошлась соотечественникам в круглую сумму - 893,1 млн долларов (на 33,7% выше показателя 2016 года). Чем не доказательство роста благосостояния?

Неудивительно, что среди счастливых обладателей новых авто лидируют алматинцы. Так, по данным "КазАвтоПрома", жители Южной столицы приобрели 9320 автомобилей. На втором месте расположились астанчане - 6873 машин, на третьем - шымкентцы (2 536 ед.). Жители Атырау купили в этом году 2509 машин. Замыкают пятерку лидеров костанайцы - 2298 авто (см. диаграмму). 

В рейтинге легковых моделей лидируют седан Toyota Camry (2 842 ед.), внедорожник Lada 4x4 (2 344 ед.) и Ravon Nexia (1 892 ед.). Замыкают ТОP-5 моделей Lada Granta (1 400 ед.) и Lada Largus (1 284 ед.). В первую двадцатку потребительских предпочтений также вошли Toyota Rav4 (1 247 ед.), Toyota Land Cruiser 200 (996 ед.), Ravon R4 (980 ед.), Renault Duster (975 ед.), Toyota Land Cruiser Prado (974 ед.), Toyota Corolla (837 ед.), Volkswagen Polo (828 ед.), Hyundai Creta (750 ед.), Lada Vesta (726 ед.), Hyundai Elantra (720 ед.), Hyundai Tucson (688 ед.), Renault Sandero (617 ед.), Lexus LX (450 ед.), Hyundai Accent (442 ед.), Toyota Hilux (442 ед.) и Chevrolet Cruze (417 ед.).

С одной стороны, можно только порадоваться за наших сограждан, для которых автомобиль - уже не роскошь, а средство передвижения. С другой, как отметил Бауыржан Байбек, рост автопарка провоцирует рост транспортных проблем - пробки, недостаток парковочных мест и т.д.

- Город инвестирует значительные средства в развитие и модернизацию транспортной инфраструктуры. Строительство к 2018 году еще двух транспортных развязок завершат формирование Малого транспортного кольца, снизив нагрузку на улицы, расширение трассы Алматы-Бишкек в районе рынка Алтын-Орда позволит увеличить пропускную способность этого проблемного участка. Кроме того, транспортную систему города разгрузит от транзита строительство БАКАД, увеличив транзитный потенциал не только Алматы, но и агломерации как транспортно-логистического хаба. Ожидаемые инвестиции составят более 350 млрд. тенге, что позволит создать тысячи рабочих мест. Решение транспортного вопроса станет решением и для экологии города. В 2016 году значительно усилена работа по контролю норм токсичности и дымности выхлопных газов. Так, взыскано 136 млн. тенге (82% от общей суммы штрафов). Сегодня доля экологически чистого общественного транспорта составляет 60% - 215 троллейбусов и 739 автобусов. Почти четверть автозаправок города уже реализует газовое топливо, в 2017 году планируется увеличить их количество до трети. Также уже установлено 27 зарядных станций для электромобилей, - похвастал глава города на отчетной встрече с населением, на которой были подведены итоги социально-экономического развития мегаполиса за 2016 год.

Успехи города столь впечатляющие, что аким не преминул похвастать ими и на брифинге в Службе центральных коммуникаций в Астане.

Фото с сайта СЦК

- В Алматы ежедневно передвигаются более 700 тысяч автомобилей. На транспорт приходится почти 80% выбросов в атмосферу, поэтому в приоритете – развитие общественного транспорта. Продолжается строительство двух станций метро, в следующем году по принципу ГЧП планируется строительство ЛРТ. Сейчас парк общественного транспорта города составляет 1,4 тыс. единиц, 60% из которых автобусы на газе и троллейбусы. В этом году автопарк пополнится 530 новыми автобусами, из них 211 уже вышли на маршрут. За два года через систему «ОҢАЙ!» проведены порядка 350 млн. транзакций на более 20 млрд. тенге. Официальные доходы перевозчиков увеличены в два раза. Также совместно с компанией FalconEuroBus строится завод по выпуску электроавтобусов последнего поколения. В городе сформирован связанный велокоридор от «Орбиты» до «Зеленого Базара» протяженностью 21 км, до 68 км доведена длина велодорожек. Число велостанций «Almaty Bike» увеличено до 200 с 1730 велосипедами. Завершено формирование малого транспортного кольца, построены три радиальные дороги по направлению к БАКАД. При поддержке Правительства начата пробивка проспекта Абая до границ города. Строится 30 км новых дорог, развязки, осуществляется пробивка магистральных улиц, проведен капитальный и средний ремонт более 180 км, это в 2 раза больше, чем годом ранее. Проводится ремонт 7 речных мостов, построено 5 пешеходных переходов. С ведением платных парковок поступления в бюджет повысились в 5 раз, снижается нагрузка на дорожную сеть, - рассказал аким в СЦК.

Опыт в избытке

Особое место в стратегии транспортного развития города занимает программа ПРООН-ГЭФ «Устойчивый транспорт города Алматы» (УТГА).

Проект был запущен в 2011 году. Его основной задачей является оказание содействия городу в решении проблемы роста выбросов парниковых газов от транспорта и в улучшении окружающей среды посредством продвижения устойчивого транспорта и реализации демонстрационных проектов. Проект был инициирован акиматом города Алматы, Программой Развития ООН (ПРООН) и Глобальным Экологическим Фондом (ГЭФ). За годы существования проектом были подготовлены обзоры законодательства об общественном транспорте и энерегоэффективности транспортного сектора, разработаны проекты БРТ и ЛРТ, спроектировано более 10 километров велодорожек, появились первые выделенные полосы для общественного транспорта, а количество автобусов, работающих на природном газе, увеличилось с 10 до 44%.

- Когда партнеры ПРООН первый раз показали мне проект, был всего второй месяц моего пребывания акимом. Проблем тогда было много - кризис был серьезный. Помню, как они рассказывали мне об устойчивом транспорте и впервые презентовали программу "Онай". Название такое хорошее, яркое, легкое – "Онай". Но сказать легко, а сделать трудно. Времени на раскачку не было, нужно было двигаться вперед. Как наш президент иногда говорит, главное, ввязаться в драку, а там посмотрим. И мы поверили нашим партнерам. Это не первый мой опыт сотрудничества с ПРООН, я с ними работал, будучи в Администрации Президента по проекту развития местного самоуправления. О проекте "Устойчивый транспорт" могу сказать только положительно, ибо тот опыт - опыт взаимодействия, который ПРООН приносит Казахстану, очень продуктивен, - отметил Байбек на конференции.

При этом он подчеркнул, что у города уже есть определенные успехи.

- Название у сегодняшней конференции емкое – «Устойчивый транспорт города Алматы. Передаем опыт. Движемся дальше». Из названия видно, что транспорт уже в каком-то смысле устойчивый и мы уже передаем опыт. У нас есть свой опыт, те ошибки, которые мы набили и те успехи, о которых тут сказали - четко, в цифрах, а не абстрактные. Ну и, конечно, мы движемся дальше не абстрактно, а в прямом смысле - и транспорт, и город. К сожалению, у нас иногда всё новое воспринимается очень плохо, все хотят изменений, но когда начинают затрагивать его жизнь, почему-то смотрят со страхом, начинают критиковать. Это нормально. Я попросил наших партнеров продолжить этот проект. Пока будет существовать город, транспортная реформа будет продолжаться.

Катализатор изменений

Мунхтуя Алтангерел, фото сайта акимата Алматы

Комплиментарные реплики акима в адрес партнеров в лице ПРООН не остались без ответа. По словам заместителя постоянного представителя ПРООН в Казахстане Мунхтуи Алтангерел, транспортная реформа считается одной из самых сложных в любом мегаполисе. Важным достижением проекта ПРООН «Устойчивый транспорт» стала разработка КСОДД до 2023 года – этот документ предложил интегрированный подход к транспортному планированию.

- И сейчас мы видим положительные результаты в транспортной сфере Алматы. За последние годы интенсивность использования личного транспорта снизилась с 50% до 41% в пользу общественного транспорта, велосипедов и пешего передвижения. Я думаю, что опыт крупнейшего мегаполиса страны станет катализатором изменений по всему Казахстану», - отметила Алтангерел.

Увы, члены конференции обошли своим вниманием такой важный элемент транспортной инфраструктуры, как такси. А ведь на сегодняшний день в Алматы функционируют 18 таксопарков, диспетчерские службы онлайн-сервиса, в том числе и несколько крупных агрегаторов - таких как Яндекс и Uber.

Это  те службы, которые являются единственной альтернативой для тех граждан, кто не хочет пользоваться общественным транспортом или пересаживаться на навязанные акиматом Алматы велосипеды.

Сегодня службы такси фактически предоставлены сами себе. Может быть поэтому тот рекламный период, когда можно было покататься на авто класса "люкс" за 100-200 тенге, был столь скоротечным. И может быть поэтому первоначальные восторженные пользователи алматинцев о Яндекс или Uber быстро сменились на критичные - мол, цены неоправданно завышены. А между тем, еще в августе 2016 года президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса Константин Горожанкин в интервью газете "Капитал" говорил о том, что эти агрегаторы - пусть не панацея, но очень полезны для города.

"Рынок таксомоторного бизнеса у нас достаточно развитый, но, с другой стороны, Алматы, как никакой другой город Казахстана, заполнен частниками. Даже проезжая на машине, вы можете встретить голосующих на улице. Человек, стоящий у дороги с вытянутой рукой, – это показатель того, что в этом городе не все в порядке с официальными такси. Это значит, что люди считают - им гораздо легче остановить машину таким образом, они готовы даже рискнуть своей безопасностью, только чтобы не платить дорого. Для рынка это был своего рода сигнал. Сейчас, с приходом Яндекс.Такси и Uber, я думаю, многое изменится, и таких людей, голосующих на улице, просто станет меньше. Тех частников, которые сегодня «бомбят» в Алматы с номерами B и X, при всем уважении к этим регионам, я понимаю, что для многих из них это вопрос выживания, но их должно стать меньше. Их слишком много в городе, и это, безусловно, тянет за собой шлейф определенных проблем, начиная от пробок и заканчивая экологическими моментами. Если сейчас у Яндекс.Такси и Uber все получится, у частников останется только два варианта – или уехать из города и заниматься другими вопросами, или входить в организации такси и устраиваться туда на работу. Это сильно изменит наш город. И дай Бог, чтобы это случилось, потому что так мы будем ближе к цивилизации", - отметил Горожанкин.

Однако, как мы видим, спустя полтора года ситуация практически не изменилась - пробки и частники никуда не делись. Более того, пробок стало даже больше - из-за введения автобусных полос и велосипедных дорожек, из-за сокращения парковочных мест. Причин много. А ведь службы такси при соответствующей поддержке властей могли бы значительно разгрузить город. Но поддержки нет. И у человека остается выбор - либо набитый автобус, либо залетный частник, незнающий ни города, ни правил дорожного движения, либо велосипед. А велосипед - при всех его плюсах - сезонный транспорт. Получается. что грядущей зимой выбор будет только между частником и автобусами.

Между тем, агрегаторы и сами понимают, что выжить на нашем рынке смогут лишь те, кто сможет предоставить клиентам комфортную и безопасную езду по минимальной цене. И они к этому стремятся.

Взять, к примеру, тот же "Яндекс. Такси". В приложение компании (Яндекс. Такси присутствует на сегодняшний день в Астане, Алматы, Актобе, Атырау, Караганде, Кызылорде, Павлодаре, Уральске, Усть-Каменогорске, Семее, Шымкенте, Петропавловске и Костанае - VT) встроена технология, которая помогает пользователям сэкономить на поездках. Как сообщили порталу "Будь в Теме" в пресс-службе компании, данная технология подсказывает клиентам, куда им лучше всего вызвать машину, чтобы снизить стоимость поездки.

- Иногда человеку достаточно просто перейти дорогу или свернуть за угол, - рассказывает руководитель международных PR-проектов "Яндекс.Такси" Далида Накупова. - И предложенный нашим приложением вариант не только сэкономит стоимость поездки, но и позволит сократить время подачи машины, поскольку водитель приедет раньше и быстрее довезет до нужного места, так как ему не надо будет делать крюк для разворота, чтобы добраться до клиента. Добавлю также, что технология работает, если суммарная выгода от времени подачи автомобиля составляет четыре минуты, заказ сделан на ближайшее время и известна точка конечного направления.

В подтверждение своих слов, сотрудник "Яндекс.Такси" приводит следующий пример: "если человеку нужно от Ледового комплекса «Алматы Арена» добраться до ТРЦ Dostyk Plaza в центре города, то приложение “Яндекс.Такси” может предложить ему перейти на другую сторону улицы Бауыржана Момышулы и уже там сесть в такси. Так можно сэкономить 150 тенге, потому что водителю не придется разворачиваться, чтобы подъехать прямо к спортивному комплексу, и терять время".

Далида Накупова поясняет: приложение "Яндекс.Такси" для того, чтобы найти оптимальную точку подачи, анализирует возможные маршруты, загруженность дорог, количество и положение свободных машин и множество других факторов: каждую секунду сервис проводит тысячи вычислений на карте.

- Если более удачная точка подачи такси нашлась неподалёку (в пределах 3 минут пешком), а выигрыш во времени (с учетом подачи машины и пути) составляет не менее 4 минут, то приложение покажет, как к ней пройти, а также сколько времени и денег это сэкономит. Исключение составляют аэропорты — там альтернативные точки не показываются, потому что оттуда люди могут ехать с тяжелым багажом. Удобные точки подачи доступны пользователям в Астане, Алматы, Петропавловске, Костанае, Актобе, Атырау, Караганде, Кызылорде, Павлодаре, Уральске, Усть-Каменогорске, Семее и Шымкенте, - добавляет собеседница.

Между тем, в недавно присоединенных к "Яндекс. Такси" городах Петропавловск и Костанай вообще действует единый тариф: минимальная стоимость поездки не превышает 200 тенге, в неё входят подача машины и 1 километр пути, далее не более 50 тенге за километр. Например, в Петропавловске за 380 тенге можно доехать от Дворца бракосочетаний до торгового центра «Азия». А в Костанае поездка от ЦУМа до медицинского центра «Жемчужина» обойдётся примерно в 210 тенге. При выезде за черту города каждый километр маршрута стоит не более 100 тенге.

«Наши технологии и алгоритмы делают такси удобным и недорогим видом транспорта. Автоматически передавая заказ ближайшему водителю, мы сокращаем время подачи машины и, следовательно, себестоимость услуги, ведь водителю не нужно ехать за клиентом через весь город. Сейчас у нас самые доступные поездки в Северном Казахстане», — рассказывает руководитель службы международного развития Яндекс.Такси Мушег Саакян.

О таких ценах алматинцам остается только мечтать. Можно. конечно, надеяться, что акимат Алматы предпримет какие-то шаги по развитию таксомоторных служб города - к примеру, примет меры по запрету деятельности иногородних частников, или интегрирует систему "Онай"  со службами такси. Ведь часто бывает, что нужный автобус совершает свой последний рейс в 19.00, а потенциальный пассажир в это время сидит еще на работе и у него нет с собой наличных денег, чтобы уехать на такси, но на карте "Онай" эти деньги есть и их можно было бы использовать. Если они не нужны автопаркам, то службам такси - деньги явно не будут лишними. Было бы неплохо, если бы акимат договорился таксопарками о каком-нибудь ночном тарифе для горожан... Хорошо было бы и создать какое-нибудь городское приложение по примеру CityBus, для таксопарков города - открыл приложение и видишь, машина какого таксопарка ближе и дешевле всего.

Одним словом, мечтать - не вредно.

17.11.2017
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.

avatar