Как обезопасить себя от мошенников: советы Лаборатории Касперского
IT/Связь
06.10.2020
766
0.0

Во время коронавирусной пандемии заметно выросла активность разного рода мошенников. Значительно возросли и случаи мошенничества в интернете. Так, по данным Лаборатории Касперского, в первой половине 2020 года каждый третий казахстанец сталкивался с мошенниками, выдававшими себя за сотрудников финансовых организаций. При этом, в 73% случаев злоумышленники всегда звонили по телефону. Как не стать жертвой мошенников и не потерять свои сбережения? Об этом на пресс-конференции «Мошенничество в эпоху пандемии» рассказали эксперты: управляющий директор Лаборатории Касперского в Центральной Азии, странах СНГ и Балтии Евгений Питолин, исполнительный директор Евразийского банка Светлана Королева и психолог Марина Галкина.

Евгений Питолин

По словам Евгения Питолина, в большинстве случаев мошенники звонят на личные номера телефонов, причем делают это с понедельника по четверг в период с 11:00 до 18:00 ч.
- Наверное, это происходит потому, что в пятницу мы уже более расслабленные — в ожидании выходных, - полагает Питолин, - и у нас критическое мышление более в активном состоянии находится. А вот с понедельника по четверг мы очень заняты, работа наваливается мертвым грузом и приходится постоянно решать какие-то вопросы и проблемы. Поэтому мошенникам нас проще одурачить в этот период.

При этом, по данным Лаборатории Касперского (ЛК), чаще всего мошенники представляются сотрудниками финансовых организаций

- Помимо того, что у мошенников есть ваши номера телефонов, у них есть и ваши персональные данные, - продолжает Питолин. - То есть они обращались к людям по имени и отчеству. Но что самое важное - 14% опрошенных рассказали, что в процессе разговора с мошенники называли номер карты или счета, а также название банка, в котором обслуживается человек. А это свидетельствует о том, что казахстанцы беспечно относятся к вопросу обеспечения сохранности своих персональных данных. Я очень часто видел в соцсетях, как люди непросто пересылают номер своей карты, но даже фотографию своей карты и бывает, что даже с двух сторон! А этого делать категорически нельзя.

В отличие от России, по данным Лаборатории Касперского, мошенники в Казахстане звонят чаще всего с предложением получения льготного кредита.

При этом мошенники предлагают человеку перевести какую-то небольшую сумму денег для того, чтобы получить какую-то "льготную плюшку. В итоге из-за неуемной тяги к "халяве" большинство жертв мошенников лишаются своих денег. Так по данным ЛК, в среднем в первом полугодии 2020 года казахстанцы теряли по вине мошенников от 12 тысяч тенге.

Евгений Питолин в завершение своего выступления напомнил еще раз базовые принципы, которые помогут не стать жертвами мошенников.

- Опрос показал, что телефонное мошенничество набирает обороты, эта угроза становится всё более масштабной для жителей Казахстана. Мы хотим напомнить о необходимости осторожно относиться к звонкам с незнакомых номеров, особенно от людей, представляющихся сотрудниками банков. Помните, что настоящий банковский работник ни в коем случае не будет просить назвать коды и пароли. Не бойтесь проявить невежливость и смело кладите трубку в случае малейших сомнений. Вы всегда можете самостоятельно перезвонить по номеру, указанному на обороте карты, чтобы перепроверить, действительно ли это был звонок из банка

Между тем, по словам Светланы Королевой, затраты и недополученные доходы от мошенничества и кибератак по всему миру составили в 2019 году 5,2 трлн долларов

- Если клиент банка подверг свою карту компрометации, то риск стать жертвой мошенников многократно возрастает, - отметила Королева. - В 85% случаев мошенничества виноваты сами клиенты банка, в остальных 15% случаев мошенничество произошло по той причине, что человек оставил свои данные на каких-нибудь сомнительных сайтах или оставили в соцсетях свои личные данные.

Проверить заслуживает ли сайт, на котором вы собираетесь указать свои данные, доверия - довольно просто. По словам Королевой, нужно во-первых, обратить внимание на его протокол. Есть ли это HTTPS, то значит у сайта имеются протоколы безопасности. Во-вторых, нужно посмотреть информацию о сертификатах безопасности - на какой срок они выданы и кем.

- Нужно использовать сайты, которые вызывают доверие, - отметила она. - И обязательно убедитесь, что указан верный адрес сайта. Если вы оплачиваете в интернете, убедитесь, что ваши данные там не сохранились. Не храните свои данные в устройствах. Если у вас возникли сомнения, что ваши данные все же где-то сохранились, немедленно позвоните в банк и заблокируйте карту.

Светлана Королева также настоятельно порекомендовала не привязывать свою основную карту к интернет-платежам или использовать ее для оплаты услуг служб доставки и такси. Для таких случаев лучше всего использовать виртуальную карту, которую можно создать в своем кабинете в интернет-банкинге за считанные минуты. Даже если данные виртуальной карты окажутся в руках злоумышленников, они смогут снять лишь те деньги, которые есть на ней, а ваш основной счет останется в безопасности.

В свою очередь психолог Марина Галкина посоветовала сохранять спокойствие в тех случаях, когда вам звонят якобы из банка и просят предпринять срочные меры для того ,чтобы обезопасить свои деньги. По ее словам, мошенники активно манипулируют людьми, играя на их страхах и эмоциях.

- Успех мошенника зависит от его способности вызвать у жертвы сильные эмоции, чтобы человек стал неспособен рационально принимать решение, - поясняет Галкина. - Распознать мошенника можно, например, по контрасту: он будничным, монотонным тоном сообщает вам об опасности, а у вас в этот момент вспыхивает страх. Вы теряетесь, замираете и готовы следовать указаниям того, кто якобы знает, как вас спасти. Если вы почувствовали страх ,психологический дискомфорт, то лучше всего сказать стоп, повесить трубку, успокоиться и потом перезвонить самому в банк и проверить действительно ли вам звонили из банка, действительно ли звонившие были сотрудниками банка!

- «Лаборатория Касперского» напоминает о базовых правилах безопасности, которые позволят противостоять телефонным мошенникам, - резюмировал Евгений Питолин. - Во-первых, с осторожностью относиться к любым звонкам от людей, которые представляются сотрудниками банков. Во-вторых, не переходить по сомнительным ссылкам из СМС или сообщений в мессенджерах. В-третьих, ни в коем случае никому и никогда не сообщать CVV и одноразовые коды из СМС или push-уведомлений. В-четвертых, в случае любых подозрений немедленно положить трубку и перезвонить в банк самостоятельно по номеру, указанному на обратной стороне карты. Ну и хотелось бы порекомендовать пользователям установить защитное решение Kaspersky Internet Security, умеющее распознавать фишинговые сообщения и сайты, а компаниям — повышать цифровую грамотность сотрудников, например с помощью платформы Kaspersky Automated Security Awareness Platform.

 


Теги:статистика, лайфхак, касперский, мошенничество, интернет, безопасность


Читайте также

Комментарии (0)

avatar