Ситуация со свободой слова в Казахстане в 2019 году
Медиа
17.02.2020
1198
0.0

Иллюстрация: Военное обозрение

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Основным общественно-политическим фактором, влиявшим на ситуацию со свободой слова в 2019 году, стал довольно своеобразный транзит власти.

19 марта Нурсултан Назарбаев сложил с себя полномочия президента Казахстана, которые выполнял с 1991 года. Исполняющим обязанности президента страны стал спикер Сената парламента Касым-Жомарт Токаев.

Изменения во власти вызвал небывалый доселе всплеск гражданской активности. В марте, мае, июне и июле в стране прошли многолюдные несанкционированные мирные митинги. Люди требовали справедливого голосования, выкрикивали лозунги «Нур-Султан не мой город», «Токаев не мой президент», «Народ устал» и другие.

Задержания зафиксированы в Нур-Султане, Алматы, Караганде, Шымкенте, Семее, Актобе, Атырау. По сообщению руководителя Комитета административной полиции Максата Байболова, только с 9 по 11 июня было задержано 957 человек, 657 из которых помещены под административный арест, 128 оштрафованы, 168 получили предупреждения.

Активизация общественной жизни усилила поляризацию СМИ. Большинство изданий, имеющих финансовую поддержку от государства, избегали освещать острые темы. Журналисты независимых изданий, освещающие митинги и задержания, подвергались задержаниям и нападениям. Значительно активизировались пользователи социальных сетей.

В целом ситуацию со свободой слова тоже можно охарактеризовать как транзитную. Жесткие репрессии первой половины года смягчились во втором полугодии, что стало особенно заметно к концу года.

Высшие государственные органы власти по-прежнему стремятся сохранить и усилить контроль над СМИ, но вынуждены считаться с нерегулируемо расширяющимся полем свободы выражения и давлением международного сообщества. Так, 21 августа председатель Совета безопасности Н. Назарбаев на расширенном заседании партии «Нур Отан» сказал: «Сегодня растет количество новых медиа, каналов, искажающих реальность. Просто так. Кидают опросы какие-то. Правда – не правда, а вы разберетесь. И никто, целая медиагруппа партии, где ТВ-каналы есть, газеты, сидят и молчат. Центральные информационные каналы тоже сидят, молчат. (…) Партия должна инициировать принятие закона, ужесточение наказания за клевету». А в декабре, после защиты Казахстаном Универсального периодического обзора, президент К. Токаев сообщил о своем решении декриминализировать клевету.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ

Согласно исследованию Интерньюс-Казахстан, большинство работников СМИ (59 %) не чувствуют себя защищёнными на законодательном уровне. Абсолютное большинство разделяет мнение, что некоторые законы или поправки в них осложнили профессиональную деятельность работников СМИ. В целом 60 % считают, что виной тому — все последние изменения в законе о СМИ. По мнению представителей медиарынка, в закон о СМИ регулярно вносятся изменения, ослабляющие позицию журналистики, законодательство постепенно всё больше и больше осложняет работу СМИ в Казахстане. Эта тенденция сохранилась.

Законодательство и правоприменительная практика Казахстана противоречат международным стандартам. Клевета и оскорбление не декриминализированы, как и распространение заведомо ложной информации, сохранены повышенные меры защиты репутации высших должностных лиц страны. Гражданский кодекс РК не устанавливает для требований о защите чести, достоинства и деловой репутации сроков исковой давности, не регламентирует суммы взыскания морального вреда.

Закон о средствах массовой информации

Действующий закон о СМИ принят в Казахстане в 1999 году. С тех пор принято 29 законов, вносящих в него изменения. В Законе ярко выражена диспропорция между государственными гарантиями свободы слова и ограничениями права на свободу выражения мнений, беспрепятственного получения и распространения информации в пользу последних.

Поправки в закон, вступившие в силу в 2018 году, в два с половиной раза увеличили срок предоставления информации на запросы журналистов. Введена новая статья «Уполномоченные лица (подразделения) по взаимодействию со средствами массовой информации», понятие «пропаганда», журналистов обязали во всех случаях брать согласие на распространение личной и семейной тайн, что препятствует борьбе с коррупцией. Введено комментирование в сетевых изданиях только после получения одноразового пароля, из-за чего многие закрыли опцию «комментарии».

В 2017 году, после принятия скандальных поправок в закон о СМИ, министр Даурен Абаев заверил, что начнется работа над принципиально новым законом: «Мы готовы приступить со следующего года. Но это работа не одного года, к сожалению, думаю, два-три года займёт это». Однако 4 марта 2019 года на круглом столе «Правовые рамки свободы слова: вчера, сегодня, завтра» заместитель председателя Комитета информации Министерства информации и общественного развития Михаил Комиссаров сообщил, что новое министерство готовит новые поправки в закон о СМИ.

В апреле была опубликована концепция проекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации». Ни одна из актуальных проблем казахстанских СМИ в концепции не затронута, но предлагается вновь ущемить право граждан на получение информации. Отмечая, что уровень вещания государственного «OTAU TV» по сравнению с НЗСО /незарегистрированные зарубежные спутниковые операторы/ остается низким», авторы проекта предлагают за установку НЗСО наказывать в административном порядке. До конца года законопроект не принят.

Правила аккредитации журналистов

13 февраля Министерство информации и коммуникации опубликовало проект приказа «О внесении изменений в приказ Министра культуры и информации Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 138 «Об утверждении Правил аккредитации журналистов».

Новые правила содержат требования обязать журналиста предоставить его письменное согласие на соблюдение внутреннего распорядка аккредитующей организации и регламента, установленного модератором; копии документов, подтверждающих наличие договорных отношений между журналистом и средством массовой информации. Дополнительным основанием для лишения аккредитации журналиста предлагается сделать нарушение внутреннего распорядка аккредитующего органа и регламента модератора. (В действующих Правилах аккредитованный журналист лишается аккредитации на основании заявления собственника средства массовой информации либо редакцией собственника средства массовой информации, а также решения суда, вступившего в законную силу.)

Журналисты подвергли проект новых Правил резкой и обоснованной критике, планировали даже провести митинг против проекта приказа, но акимат нашел повод отказать. До конца года проект новых Правил открыто обсуждался и претерпел много изменений, но окончательно не был принят.

О защите чести и достоинства

В марте Верховный суд РК опубликовал проект нового Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан «О применении в судебной практике законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации». В нем, в частности, предлагалось вновь возложить на ответчика обязанность доказывания, что распространенные сведения соответствуют действительности, и такая, не предусмотренная Гражданским кодексом РК, форма защиты, как принесение официальных извинений за причиненный вред. После разнообразной критики проект исчез из публичного поля и до конца года находился на доработке.

Декриминализация клеветы

В ноябре в Совете по правам человека ООН был рассмотрен третий цикл Универсального периодического обзора Казахстана. По его итогам дано 17 рекомендаций декриминализировать клевету. В декабре Президент РК Токаев К. на заседании Национального совета общественного доверия высказался за декриминализацию клеветы. Однако он предложил перевести ее в разряд не гражданских, а административных правонарушений. Журналистское сообщество, приветствуя декриминализацию, высказалось за то, чтобы это споры решались в гражданском порядке. При администрации президента создан Координационный совет, задачей которого станет обсуждение и выработка предложений по реализации законодательных инициатив президента.

В целом наблюдения за законопроектной работой в сфере свободы выражения позволяют сделать вывод о недостаточной квалификации специалистов государственных органов, выполняющих эти функции. Анализ предлагаемых изменений показывает, что приоритетной задачей их авторов остается сохранение и усиление государственного контроля за СМИ, журналистами и блогерами.

УБИЙСТВА

В 2019 году убийств, связанных со свободой выражения, в Казахстане не зафиксировано.

УГРОЗЫ

Зафиксировано 10 угроз журналистам. Это угрозы подать в суд, обвинить в клевете, привлечь к ответственности, «разобраться», «я до тебя доберусь». Основной целью угроз было устрашение как способ воспрепятствования публикации материалов. Действий, подтверждающих реальные намерения угрожающих, не наблюдалось.

НАПАДЕНИЯ

Мониторинг «Адил соз» зафиксировал 10 случаев нападений на журналистов. Все они имеют целью устрашение и воспрепятствование получению и распространению информации. Большинство инцидентов произошли, когда журналисты освещали несанкционированные митинги и другие акции протеста.

Из заявления журналиста радио Азаттык Шолпан Оразбековой в полицию г. Астаны: «22 марта 2019 года мы: я, журналист Бәкір Асылхан и операторы Фазылбаев Ринат и Энгельгардт Павел поехали по редакционному заданию снимать митинг. Прибыв на угол улиц Гоголя/Панфилова, начали работу. Неизвестные люди (трое-четверо) мешали нам работать, а именно: блокировали операторов, не давая им перемещаться свободно, закрывали объектив камер наших операторов газетами, толкались. Я пыталась отогнать их, чтобы П. Энгельдардт запечатлел происходящие события. Меня толкали, хватали за руки, применяли насилие, не давая работать. ПРОШУ: 1. Привлечь к уголовной ответственности незнакомых мне лиц по ч. 2 ст. 158 УК РК; 2. Привлечь к уголовной ответственности полицейских по ст. 370 УК РК (бездействие)».

До конца года правоохранительные органы не сообщили о результатах расследования этого и других аналогичных происшествий.

ЗАДЕРЖАНИЯ

В 2019 году зафиксировано задержание 46 журналистов (в 2018 году – 12). Большинство задержаны во время освещения несанкционированных публичных акций или превентивно, чтобы исключить участие этих журналистов в освещении несанкционированных митингов и других акций протеста. Эта практика является явным нарушением закона о СМИ, ст. 20 которого перечисляет права журналистов, в том числе право «присутствовать по предъявлению удостоверения журналиста в районе стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов и протеста».

Задержания сопровождались нарушением процессуальных норм.

ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ЗАКОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 158 Уголовного кодекса РК «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста» устанавливает:

1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста путем принуждения его к распространению либо отказу от распространения информации, а равно путем создания условий, препятствующих выполнению журналистом законной профессиональной деятельности либо полностью лишающих его этой возможности».

Начиная с 1998 года, по этой статье состоялся только один суд, в 2005 году. В 2019-м таких процессов тоже не было, хотя зафиксировано 46 случаев прямого воспрепятствования.

Как и прежде, охранники частных и государственных структур не пускали журналистов на территорию свободного доступа, запрещали вести съемку поблизости от мест чрезвычайных ситуаций; чиновники под различными, зачастую ложными предлогами не разрешали присутствовать на общих собраниях и встречах населения с руководителями территориальных структур и служащими, отвечающими за благоустройство. Ни одно дело не дошло до суда.

НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА БЕСПРЕПЯТСТВЕННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Согласно Глобальному рейтингу законов об информации, принятый в 2016 году Закон РК «О доступе к информации» был оценен в 61 балл из 150-ти возможных. Таким образом, Казахстан занимает 99-е место в общем рейтинге из 111 стран, где приняты аналогичные законы.

Поправки в закон «О средствах массовой информации» вступившие в силу в 2018 году, в два с половиной раза увеличили срок предоставления информации и усложнили процедуру запросов. Нормы действующих законов повсеместно нарушаются. Журналисты или получают отписки, или ссылки на то, что информации относится к категории для служебного пользования, охраняется законом, или недостоверные сообщения. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штрафы за неправомерный отказ в предоставлении информации либо предоставление заведомо ложной информации, а также за «Неправомерное отнесение информации, не являющейся информацией с ограниченным доступом, к информации с ограниченным доступом». Чиновники обходят запреты, не отвечая на запросы или предоставляя неполную информацию.

Блокирование сетевых ресурсов

С начала года до выборов нового президента в стране практически ежевечерне блокировались наиболее популярные социальные сети. Начиная с марта, все массовые общественные акции, в основном митинги, вплоть до июля сопровождались блокировками мобильной связи и интернета.

В октябре 2018 года премьер-министр РК Б. Сагинтаев подписал постановление, которым утверждается перечень госорганов, имеющих право на приостановление деятельности сетей и средств связи при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера, а также введении чрезвычайного положения». Это Генеральная прокуратура, Комитет национальной безопасности, Министерство внутренних дел и Министерство обороны Республики Казахстан. Однако от причастности к блокировкам интернет-страниц популярных изданий и к массовым блокировкам интернет-ресурсов открестились все государственные структуры., к которым обращались владельцы заблокированных сетевых ресурсов и пользователи социальных сетей.

Согласно данным технического мониторинга, проведенного международной неправительственной организацией NetBlocks, которая наблюдает за свободой Интернета в мире, 7-9 мая из социальных сетей в Казахстане был доступен только Twitter.

ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В УГОЛОВНОМ ПОРЯДКЕ

В 2019 году мониторинг «Адил соз» зафиксировал 48 обвинений в совершении уголовных преступлений и правонарушений, связанных со свободой выражения, получения и распространения информации.

Обвинения в клевете

Согласно данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, в 2019 году состоялось 84 судебных процесса по обвинению в клевете (ст. 130 Уголовного кодекса РК – Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию). Из них 28 – по ч.2 ст. 130 (То же деяние, совершенное публично или с использованием средств массовой информации или информационно-коммуникационных сетей, наказание до двух лет лишения свободы), и 14 – по ч.3 ст. 130 (Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с обвинением лица в совершении коррупционного, тяжкого или особо тяжкого преступления, а равно повлекшие тяжкие последствия, наказание – до трех лет лишения свободы).

Большинство обвинений в клевете закончились оправдательными приговорами. Тем не менее, само предъявление обвинения и судебное расследование сопровождались значительными моральными и финансовыми издержками.

Обвинения в разжигании розни

Статью 174 УК РК - Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни – национальные и международные организации неоднократно критиковали за расплывчатые формулировки, что может привести и нередко приводит к судебному произволу.

Дела по этой статье расследуются Комитетом национальной безопасности, суды часто проходят в закрытом режиме, приговоры в базе данных Верховного суда не публикуются. До общественности доходят только отдельные дела, о которых рассказывают адвокаты и правозащитники.

Согласно информации Комитета по правовой статистике и специальным учетам, в 2019 году находились в производстве 99 дел, направлены в суд 59.

Приговоры преимущественно обвинительные, к длительным рокам лишения свободы.

Обвинения в распространении заведомо ложной информации

Статья 274 - распространение заведомо ложной информации - появилась в Уголовном кодексе РК в 2015 году. Это преступление определяется как «распространение заведомо ложной информации, создающей опасность нарушения общественного порядка или причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства». Неопределенность объекта преступления – «опасность нарушения общественного порядка», «интересы граждан, общества и государства», суровые санкции, до 10 лет лишения свободы, а также весьма слабое представление, если не полное незнание сотрудниками правоохранительных и судебных органов критериев «заведомо ложной информации» сделали весьма популярным практическое применение статьи как средства угрозы и наказаний.

Согласно данным Комитета по статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, в 2019 году в производстве находилось 81 дело по обвинениям в распространении заведомо ложной информации. Количество дел, доведенных до суда и завершившихся каким-либо приговором, неизвестно.

Мониторинг фонда «Адил соз» зафиксировал возбуждение уголовных дел по ст. 274 УК РК в отношении ряда гражданских активистов, предположительные высказывания которых в социальных сетях были истолкованы полицией как сведения.

ОБВИНЕНИЯ В ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ СВОБОДОЙ СЛОВА В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ ПОРЯДКЕ

Из 74 гражданских процессов, зафиксированных мониторингом «Адил соз», 67 являются спорами о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Авторы требований к СМИ: госслужащие – 23 , юридические лица – 22, граждане – 22. Заявленные суммы возмещения морального вреда – 101 млн. 500 тыс. тенге. Взыскано более чем в 10 раз меньше - 9 млн. 415 тыс. тенге.

Вынесено 76 судебных решений, из них в пользу СМИ и граждан – 45.

Большое количество исков от государственных служащих объясняется нормой Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента 29 декабря 2015 года: «При предъявлении к государственному служащему необоснованного публичного обвинения в коррупционных проявлениях он должен в месячный срок со дня обнаружения такого обвинения принять меры по его опровержению».

В соответствии с этим требованием в 2019 году иск о защите чести и достоинства предъявлял к районному блогеру Туркестанской области даже министр информации Д. Абаев (иск оставлен без удовлетворения в двух инстанциях, суд решил, что блогер использовала оценочное суждение, а не дезинформацию).

Большинство исков от бизнес-структур, являющихся юридическими лицами, вызвано полной нетерпимостью к критике.

Административные суды

Если в 2018 году было зафиксировано 4 административных дела, связанных со свободой выражения, то в 2019 году – 17. В их числе:

- Сания Тойкен (радио Азаттык, г. Жанаозень) – 667 КоАП РК, неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции;

- Светлана Глушкова, «Настоящее время» (г. Астана) - ч. 1 ст. 73-2 («Побои») и по ч. 1 ст. 653 («Проявление неуважения к суду»);

- Бейбарыс Толымбеков, Асия Тулесова; Айдос Нурболатов, Айгуль Нурболатова, Суинбике Сулейменова (г. Алматы) – ст. 488 КоАП РК, нарушение законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций

- Роман Захаров (г. Алматы) – ст. 434 КоАП РК («Мелкое хулиганство»);

- Раушан Торбаев (г. Нур-Султан) – ст. 488 КоАП РК, нарушение законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций

- Болатбек Блялов (г. Нур-Султан) – ст. 488 КоАП РК, нарушение законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций

- ТОО «Internet Portal Nur» (г. Алматы), Талгат Салыков (г. Алматы), житель Алматинской области, ТОО «Издательский дом «Эксклюзив» (г. Алматы) – ст. 120 КоАП РК, нарушение условий проведения опроса общественного мнения, связанного с выборами, без соблюдения требований выборного законодательства

- Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (г. Уральск) – ч. 1 ст. 667 КоАП РК, неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции.

- Марат Шибутов (г. Алматы) - ст. 120 ч. 3 КоАП РК (Нарушение условий проведения опроса общественного мнения, связанного с выборами без соблюдения требований выборного законодательства).

- МИА «КазТАГ» (г. Алматы) – ст. 456-1, ч. 2 КоАП РК (размещение заведомо ложной информации в СМИ).

Значительное увеличение административных дел связано с возросшей гражданской активностью граждан и стремлением властных структур ослабить эту активность. Некоторые дела имели абсурдный характер.

ВЫВОДЫ

В остающемся авторитарным Казахстане наметились первые, весьма робкие шаги к демократическим переменам. Однако ситуация со свободой выражения, как и со многими другими правами человека, в целом остается тяжелой.

Реформирование медийного законодательства на принципах международных стандартов свободы слова, по сути, еще не началось. Под знаком борьбы с тяжкими преступлениями государство тратит значительные бюджетные средства, чтобы установить тотальный контроль над информационным пространством. Жестко пресекается выражение критических мнений и распространение критической информации. Журналисты и СМИ подвергаются неоправданным задержаниям, нападениям и судебным преследованиям.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Для продвижения Казахстана по пути демократических реформ и реального укрепления свободы слова необходимо:

Провести полную реформу информационного законодательства, основанную на международных демократических принципах, для чего:

а) переработать законы «О средствах массовой информации», «О телерадиовещании», «О доступе к информации» и другие в соответствии с критериями СМИ в цифровую эпоху;

б) исключить из Уголовного и Административного кодексов нормы, необоснованно ограничивающие право граждан на беспрепятственное получение и распространение информации и выражение мнения,

в) Исключить из Кодекса РК об административных правонарушениях нормы, препятствующие развитию медиа сферы.

2. Привести правоприменительную практику в отношении злоупотреблений свободой слова в соответствие с ратифицированными Казахстаном международными документами;

3. Провести широкую разъяснительную работу среди сотрудников правоприменительных органов, журналистов и пользователей социальных сетей о балансе прав и ограничений свободы выражения.

Международный фонд защиты свободы слова "Адил соз"

Полную версию доклада можно скачать ЗДЕСЬ


Теги:2019, Казахстан, свобода слова, СМИ


Читайте также

Комментарии (0)

avatar