Как защитить свои права при задержке или отмене рейса в Европе
Социум
26.12.2018
668
0.0

Вряд ли что-то может испортить отдых сильнее, чем задержанный или, что еще обиднее перенесенный рейс. Но эти ситуации, как правило, повторяются довольно часто, что не может не волновать пассажиров. Хуже всего, если это происходит вначале отпуска. Тогда рискуешь потерять и значительную часть финансов, и драгоценные дни, которые можно было провести на пляже. Но если уже это произошло, не стоит отчаиваться. Законодательство четко дает определения всем возможным ситуациям и регулирует способы разрешения конфликтов.

Страны – участницы Европейского Союза неукоснительно следуют в этих вопросах Регламенту (далее по тексту - Регламент) № 261/2004 Европейского парламента и Совета от 11 февраля 2004 года. Республика Казахстан 19 марта 2015 года ратифицировала «Конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок».

Монреальская Конвенция значительно расширила права пассажира и увеличила требования к авиакомпаниям. Но на внутренних авиаперевозках приоритетом пользуется законодательство Казахстана.

Пределы применения

Казахстанцы могут требовать компенсацию и защиту своих прав, ссылаясь на Регламент, где дается следующее разъяснение:

  • правила применяются к пассажирам, вылетающим из аэропорта, расположенного на территории государства-члена Европейского Союза,
  • к пассажирам, вылетающим из аэропорта, расположенного в третьей стране европейскими авиалиниями.

Интересен тот факт, что этот регламент применим ко всем авиакомпаниям, независимо на территории какой страны они зарегистрированы. Однако международные договоры и внутренние законодательства стран, в той или иной ситуации могут менять сферу и пределы влияния нормативных актов. Не стоит также забывать, что не все европейские страны входят в состав Евросоюза. Чаще всего это маленькие страны такие, как Монако, Лихтенштейн, Швейцария, ну и, конечно же, такие как Россия и Беларусь, которые только по географическим признакам частично или полностью лежат
на европейской части Евразийского континента. Ознакомиться с действующим списком стран – участниц вы можете на официальном сайте Евросоюза.

К путешествующим лицам бесплатно или по специальной цене, не имеющей массового обнародования, не применяются такие правила (исключение – для клиентов в рамках официальных программ от авиаперевозчика или туроператора).

И самое главное, что стоит понимать и различать, так это случаи когда был отменен не сам рейс, а туристический пакет в общем или в отдельных пунктах (компания внезапно обанкротилась или не перевела деньги авиаперевозчику). Тогда все вопросы решаются, согласно условиям Договора с Туроператором. Если граждане Казахстана не могут вылететь из аэропорта Евросоюза по туристическому пакету, купленному у компании, зарегистрированной на территории Казахстана, следует обращаться в первую очередь к представителям туроператора. Но и здесь бывают исключения. В самом Договоре могут и должны быть прописаны случаи отмены или задержки чартерного рейса, вследствие погодных условий или иных технических причин. Здесь внимательно надо читать сам Договор и условия компенсации. В таком случае все вопросы решаются в рамках законодательства Казахстана: Закон "О защите прав Потребителей, Гражданский Кодекс и т.д.

Порядок действий

Если вы все же путешествуете самостоятельно, и наступил тот самый неприятный момент, когда на табло отобразилась информация, что ваш рейс отложен или задержан, постарайтесь не паниковать и следовать следующим правилам.

Подойдите на стойку авиакомпании в аэропорту и потребуйте объяснение причин. Уважающие себя авиаперевозчики самостоятельно стараются связаться с пассажирами, направляют своего представителя для внесения ясности. Но если этого не произошло, надо понимать на что вы имеет право рассчитывать. По общему правилу вся ответственность ложится на авиаперевозчика, который должен был выполнить рейс непосредственно. В Регламенте он назван как фактический авиаперевозчик или OPERATING AIR CARRIER. Обязанность доказывания того факта, что он вовремя донес информацию до пассажиров в электронном виде, по аудиосвязи, через SMS, также лежит на нем.

Случай, когда вина ложится на аэропорт (в этом случае добиться компенсации от авиакомпании не удастся) и наземные службы обеспечения авиаперевозок, следует прописать отдельно. И тут надо понимать, что если самолет стоит давно готовый к взлету, и даже пассажирская посадка завершена, а взлетные полосы не расчищены, то претензии уже должны быть направлены в адрес администрации аэропорта.

В любом случае, старайтесь все фиксировать: телефонные переговоры, предварительно уведомив служащих, что в дальнейшем будете ссылаться на официальную запись; посадочные талоны с датами и временем; любые чеки, по которым приобретали еду, напитки после того, как стало известно о задержке.

Но при этом старайтесь всегда сохранять благоразумие, быть предельно вежливым. Европейцы – законопослушный народ, в основной своей массе, стараются избегать конфликтов и в людях ценят те же качества.

Если рейс отменен, Вы можете потребовать:

  1. Возмещения в течение семи дней стоимость билета за неиспользованную часть полета или в том случае если полет уже не имеет смысла продолжать.
  2. Возврата в исходную точку полета за счет авиакомпании.
  3. Альтернативную транспортировку в пункт назначения.
  4. Компенсацию согласно таблице приведенной ниже. 
250 евро для полетов 1500 километров или меньше
400 евро для рейсов внутри ЕС дальностью свыше 1500 километров и для всех других рейсов от 1500 до 3500 километров
600 евро

для всех других рейсов

 

 

 

 

 

Право требования на выплату компенсации за отмену рейса ограничивается четырьмя условиями:

  1. перевозчик сообщил об аннулировании рейса не менее чем за две недели;
  2. перевозчик сообщил в период от двух недель и недели до запланированного вылета и предлагает альтернативный маршрут, который позволит добраться до места и не отклоняться от запланированного времени более чем на 2 часа;
  3. рейс аннулировали менее чем за неделю, предложен альтернативный маршрут, позволяющий прибыть до конечного пункта назначения и не отклоняться от запланированного времени более чем на 1 час;
  4. перевозчик был вынужден отменить рейс в силу чрезвычайных обстоятельств.

К чрезвычайным обстоятельствам относятся нижеприведенные ситуации:

  • Террористический акт, произошедший в аэропорту или опасной близости.
  • Погодные условия, напрямую мешающие вылету, например, торнадо по пути следования, извержение вулкана и выброс пепла на опасную высоту.
  • Военные и политические беспорядки в стране.
  • Возникший риск технической неисправности самолета и, как следствие безопасности полета не по вине авиаперевозчика (например столкновение со снегоуборщиком).

Если любое из вышеуказанных условий имело место быть, на компенсацию рассчитывать не приходится.

Если рейс задержали

Под «задержкой» подразумевают следующие временные и территориальные аспекты. На расстояния менее 1500 километров - в течение двух часов и более. На расстояния более 1500 километров на территории Евросоюза, и от 1500 до 3500 в других регионах – более 3 часов. И от 4 часов - все остальные случаи. Если это та ситуация в которой вы находитесь, то смело можете рассчитывать на питание и напитки. В случае необходимости пребывания в течение одной или нескольких ночей  - на проживание в гостиницах. Дополнительно полагается трансфер от аэропорта до отеля, два телефонных звонка или возможность направить сообщения с помощью интернета и современных устройств связи.

Конечно, для лиц, нуждающихся в особенном уходе эти правила могут и должны быть расширены. Инвалидам или людям с ограниченными способностями предоставляются все необходимые условия для нормального времяпрепровождения. Это включает такие понятия, как трансфер, предоставление жизненно важных лекарственных средств, наличие пандусов и способов передвижения по вертикальным поверхностям. Родителям, путешествующим с маленькими детьми, должен быть обеспечен доступ в комнату Матери и Ребенка. Именно детки больше всего страдают от недобросовестности перевозчиков. Их нервная система нуждается в соблюдении режима и спокойном сне.
А как можно поспать на металлических креслах зала ожидания?

Размер компенсаций согласно Монреальской Конвенции

Казахстан с 1992 года является членом Международного Валютного Фонда, а значит, к исчислению размера компенсаций применяется понятие СПЗ - Специальные Права Заимствования.

Перевод сумм производится в соответствии со стоимостью валют в СПЗ на дату судебного решения. В случае вреда, причиненного в результате задержки, в отношении каждого пассажира компенсация ограничивается суммой 4150 СПЗ. За багаж – 1000 СПЗ.

Перевозчик может быть освобождён ответственности, если он докажет, что были приняты все возможные меры к предотвращению ситуации, или что такие меры невозможно было принять.

Куда и как жаловаться

В первую очередь, как и было сказано выше, свяжитесь с представителями авиакомпании. Составьте заявление и приложите все документы: билет (в любом виде, в том числе электронный), если остался чек от перечислений за полет, его тоже стоит приложить, посадочный талон, иные подтверждения расходов. Если есть сомнения в порядочности авиакомпании, то предпочтительно не оправлять оригиналы, а только копии. Конечно, у вас есть право написать претензию на родном языке, но лучше все-таки оплатить услуги профессиональным переводчикам, а счет включить в список требований.

Документы направьте официальным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес авиакомпании или в Штаб - Квартиру. Постарайтесь выяснить входящий регистрационный номер.

Не последовало ответа? Тогда действуйте далее. Если не желаете иметь дело с судами, предварительно попробуйте обратиться в Association of European Ombudsman. Эта организация решает споры и помогает отстоять права человека, в том числе и при спорах вокруг авиаперевозок.

Если не удалось достичь компромисса мирным путем, отправляемся в суд. Согласно Монреальской Конвенции, исковое заявление пассажир может подать к фактическому перевозчику, либо против перевозчика по договору, либо против обоих, совместно или в отдельности. Срок исковой давности - 2 года с момента прибытия по назначению, или со дня, когда воздушное судно должно было бы прибыть. Старайтесь не откладывать надолго.

Это кропотливый процесс, который требует профессионального подхода. Если вы и без того перегружены своими прямыми обязательствами, доверьтесь компаниям, специализирующимся на таких делах - к примеру в Claim Flights.  Сотрудники компании проведут анализ, самостоятельно свяжутся с авиакомпанией и урегулируют все спорные вопросы. Claim Flights имеет богатый опыт в решении подобных вопросов. 

Юридическая помощь людям – главное оружие против бесчинства и бездействия ответственных лиц. Ваши деньги, имущество, здоровье и главное жизнь должны является приоритетом для вас самих. Не стоит опускать руки. Всегда настаивайте на своей правоте, если вы в ней уверенны. Ваш пример может послужить для многих вдохновением и дать надежду на справедливое и разумное решение.

Источник


Теги:компенсация, пассажирские авиаперевозки, лайфхак


Читайте также

Комментарии (0)

avatar