ЮНИСЕФ: В Казахстане благоприятная среда для реализации прав детей
Социум
19.11.2019
271
0.0

В канун Всемирного дня детей Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) представил результаты анализа положения детей в Республике Казахстан. Анализ выделяет ряд достижений страной за 25 лет с момента подписания Конвенции о правах ребенка в 1994 году, включая прогресс в плане снижения детской и материнской смертности, увеличения охвата образованием, в том числе дошкольным, и создания условий для инклюзивного образования.

Анализ положения детей в Казахстане также отмечает пробелы и вопросы, требующие особенного внимания. Среди них – доля предотвратимых детских смертей, травматизм, доступ к качественному образованию для всех, включая детей с инвалидностью, вопросы питания и растущего ожирения среди детей, а также равные возможности для всех детей, особенно самых уязвимых: дети без родительского попечения, дети с инвалидностью и особыми образовательными потребностями, дети-мигранты, дети с хроническими заболеваниями.

«В этом году мы отмечаем двойной юбилей в деле защиты прав детей. 20 ноября во Всемирный день детей исполняется 30 лет с момента принятия Конвенции о правах ребенка, самого широко ратифицированного международного документа в истории. В Казахстане этот год также знаковый, так как исполнилось 25 лет с момента подписания Конвенции независимым Казахстаном», отметил во время презентации отчета Представитель ЮНИСЕФ в Казахстане Артур ван Дизен.

Анализ положения казахстанских детей был разработан на основе всестороннего обзора существующих данных и исследований о детях и женщинах в области здравоохранения, питания, образования, ВИЧ, водоснабжения и санитарии, окружающей среды, защиты детей и социальной защиты и участия в общественной жизни с использованием государственных и международных источников, а также статистических данных.

«За эти 30 лет мировое сообщество, включая Казахстан, добилось впечатляющего прогресса в интересах детей, обеспечив им более продолжительную, качественную и здоровую жизнь. Однако ситуация по-прежнему складывается неблагоприятно для самых уязвимых детей», - отметил Артур ван Дизен, - «Помимо проблем в области здоровья, питания и образования, детям сегодня также приходится сталкиваться с новыми угрозами, такими как изменение климата и травля в интернете. Только через политическую волю, увеличение ресурсов, инновации и новые технологии мы сможем воплотить идеалы Конвенции о правах ребенка в реальность для всех детей в мире».

Предлагаем Вашему вниманию краткую выдержку из отчета по ситуации с правами детей в Казахстане, подготовленного ЮНИСЕФ.

Резюме

Казахстан поставил перед собой важную стратегическую цель – стать одной из 30 самых развитых стран мира к 2050 году. При этом нынешние дети и подростки, составляющие 31,4% от общей численности населения страны, будут теми, кто больше всех ощутит положительные изменения и поэтому также должны стать активными участниками в реализации поставленной цели. В данном документе представлены анализ и рекомендации, направленные на то, чтобы дети оставались в центре приоритетов развития страны. Отчет подтверждает ощутимый прогресс, достигнутый в продвижении прав детей, а также выявляет факторы, влияющие на их уязвимость.

В Казахстане сложилась достаточно благоприятная среда для реализации прав детей.

Ратифицирован ряд международных конвенций, реализуются программы в области защиты прав детей, учрежден институт Уполномоченного по правам ребенка. На постоянном уровне осуществляется государственная поддержка инвестиций в области здравоохранения, образования и социальной сфере, но в целом их размер все еще остается достаточно низким, чем средний показатель по странам ОЭСР. Данные, связанные с правами детей в Казахстане, относительно обширны, но при этом всеобъемлющих межсекторальных и дезагрегированных данных по уязвимым группам детей все же недостаточно. 

Выводы

Показатели материнской смертности в Казахстане за последние годы стабильно снижаются, но все же большинство материнских смертей можно было предотвратить. В настоящее время практически все дети имеют шансы вырасти здоровыми, поэтому вызывает озабоченность достаточно высокий уровень предотвратимой смертности среди детей в возрасте до пяти лет. Уровень иммунизации по стране высокий, однако, как показала недавняя вспышка кори, необходимо предпринять дополнительные меры по повышению уровня информированности населения о важности прививок. Случаи передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку практически исключены. Травматизм остается основной причиной смерти и госпитализации детей в Казахстане. Так, в 2017 году 4 189 детей получили различные травмы, 193 ребенка погибли в результате дорожно-транспортных происшествий. Социальные нормы в сочетании с нехваткой навыков и финансов означают, что дети с инвалидностью часто не получают должного ухода в своих семьях; услуги здравоохранения по месту проживания, раннее вмешательство и социальные услуги ограничены или недоступны, особенно в сельской местности. Несмотря на достигнутый прогресс по улучшению питания женщин и детей, недоедание, а также нездоровое питание и ожирение у детей являются наиболее актуальными проблемами в области здравоохранения. Уровень потребления соли жителями Казахстана является самым высоким зарегистрированным показателем в мире. Улучшились показатели по грудному вскармливанию. Однако в возрасте до шести месяцев исключительно на грудном вскармливании находятся лишь 38% детей, что является относительно низким показателем согласно международным стандартам. Также, недостаточно отражены в национальном законодательстве положения Международного свода правил по сбыту заменителей грудного молока.

38% детей, в возрасте до шести месяцев находится исключительно на грудном вскармливании

Впечатляющий прогресс достигнут в области образования. В среднем человек трудоспособного возраста в Казахстане более образован, чем во многих государствах постсоветского пространства, имея за плечами совокупный 15-летний багаж образования. Уровень грамотности молодежи в возрасте 15–24 лет в стране составляет 99,9%. Однако уровень знаний учащихся, согласно результатам международных тестов, остается ниже среднего показателя по странам ОЭСР. Существует необходимость в повышении качества и актуальности образования, а также его вклада в трудоустройство, с тем чтобы содействовать диверсификации рынка и росту производительности. В 2017 году, в связи с увеличением государственных инвестиций и быстрым ростом учреждений образования для детей младшего возраста (ОДМВ), 90,5% детей в возрасте от 3-х до 6 лет были охвачены программами ОДМВ. При этом до сих пор остаются нерешенными проблемы доступа к дошкольному образованию детей с ограниченными возможностями ввиду длинных списков ожидания. Безусловно, количество инклюзивных школ в Казахстане, которые вполне доступны и имеют должным образом подготовленных педагогов, постоянно увеличивается, но все же их недостаточно для охвата всех детей с особыми образовательными потребностями и/или инвалидностью. Некоторые дети не посещают школу. Существует множество факторов риска, влияющих на детей, не охваченных системой образования, в числе которых инвалидность и ограниченные возможности для инклюзивного обучения, низкая самооценка и устойчивость, беременность, отсутствие необходимых документов, транспорта для доставки детей в школу, поддержки со стороны семьи, а также насилие и издевательства в школе. . С 2000 года количество детей, проживающих в бедности, резко сократилось. Несмотря на улучшение данного показателя, 15,6% детей проживают в семьях с самым низким уровнем дохода, и неравенство между регионами Казахстана с точки зрения детской бедности является существенным. Охват адресной социальной помощью, как правило, ориентирован на малоимущих и способствует снижению уровня бедности по доходам, но размер пособий, ориентированных на детей в семьях с низким уровнем доходов, слишком низок. Ожидается, что реализация указаний Президента о расширении охвата малообеспеченных семей обеспечит соответствующий уровень доходов домохозяйств для малоимущих семей с детьми. Однако система социальной защиты испытывает недостаток в необходимых ресурсах и возможностях для предоставления услуг по оказанию поддержки семьям, чтобы дети оставались дома, но часто для защиты детей используется практика институционализации. Несмотря на усовершенствование законодательной базы по предотвращению насилия в семье, насилие в отношении детей является широко распространенной практикой. Дети в интернатных учреждениях в два раза чаще подвергаются физическому насилию со стороны родителей/взрослых (39,5%), по сравнению с учащимися в обычных школах (17,6%). Сексуальное насилие, надругательства и сексуальная эксплуатация детей остаются серьезной проблемой для страны. Положительным моментом внедрения в Казахстане системы ювенальной юстиции является значительное сокращение показателей по вынесению обвинительных приговоров в отношении несовершеннолетних. Во всех областных центрах и крупных городах образованы специализированные суды по делам несовершеннолетних (19), включая назначение судей по делам несовершеннолетних. Несмотря на это, более 2000 детей и подростков, оказавшихся жертвами различных преступлений, не получают достаточной поддержки. Проживание детей в семье признано государством приоритетной формой воспитания для полноценного развития ребенка. В целях предотвращения отказов от новорожденных разумнее и целесообразнее уже на ранних этапах беременности выявлять женщин, матерей из группы риска с угрозой отказа от ребенка и оказывать таким семьям и родителям всемерную поддержку во время беременности, при родах и после родов. Уровень обслуживания детей с ограниченными возможностями в стране крайне ограничен, подобные услуги практически отсутствуют в сельской местности. В результате многие дети с ограниченными возможностями вынуждены проживать в государственных учреждениях интернатного типа. Острой является проблема социального сиротства, или ситуации, когда биологические родители (или один из родителей) живы, но не занимаются вопросами воспитания и ухода за своим ребенком. Остается высоким показатель лишения родительских прав, в 2017 году он составил 3 153 случаев.

Подростковый возраст все чаще рассматривается в Казахстане как «второе окно возможностей» для ранних инвестиций, культивирования положительного поведения и предоставления второго шанса тем, кто не преуспел в раннем детстве.

Самоубийства остаются одной из главных причин подростковой смертности в стране. Расстройства психического здоровья и сопутствующие им проблемы, такие как депрессия и тревога, зачастую связаны с суицидальным поведением. Профессиональные услуги для детей и молодежи, нуждающихся в поддержке психического здоровья, не всегда соответствуют специфике решения сложных психологических проблем. Более 70% детей в возрасте 11–15 лет пользуются Интернетом, имеют мобильные телефоны и компьютеры, тем самым становясь наиболее уязвимыми для кибербуллинга в электронном пространстве. Однако точные данные о травле в Интернете по стране отсутствуют. Несмотря на принятые на законодательном уровне инициативы для поддержания равенства между мужчинами и женщинами, сохранение дискриминационных законов, социальных норм, практик, с которыми де-факто сталкиваются наиболее маргинализованные группы женщин и девочек, приводит к фактическому гендерному неравенству. Наиболее важными проблемами являются насилие в отношении женщин, неравенство в распределении неоплачиваемой домашней работы по уходу за детьми, нарушения сексуального и репродуктивного здоровья и прав женщин и девочек, а также их неравное участие в общественной жизни, принятии частных и государственных решений. Следующие группы уязвимых детей нуждаются в скоординированной и целенаправленной поддержке: дети с инвалидностью; дети в бедных семьях; дети и женщины, подвергающиеся насилию, включая сексуальное насилие; дети, не посещающие школу; дети незарегистрированных мигрантов и дети и подростки со слабым психическим здоровьем.

Заключение

Данный отчет позволил выявить проблемы, с которыми сталкиваются сегодня дети в Казахстане. Дети имеют решающее значение для будущего страны. Несмотря на достигнутый за последние годы прогресс в некоторых сферах по правам детей, сохраняются значительные различия, особенно в отношении детей из бедных семей. Данный заключительный раздел обобщает ряд ключевых проблем, стоящих перед страной.

В Казахстане произошел значительный прогресс по сокращению младенческой смертности, которая снизилась с 45 до 9 на 1000 живорождений в период между 1990 и 2017 годами.

Тем не менее сохраняется обеспокоенность по по - воду показателей детской смертности в возрасте до пяти лет, которую возможно предотвратить. Показатели иммунизации в республике находятся на высоком уровне (близком к средним показателям ОЭСР), но, как показала недавняя вспышка кори, необходимы дополнительные усилия для активного противодействия отказам от вакцинации среди населения. Также необходимы дополни - тельные меры для улучшения питания матери и ребенка (включая практику грудного вскармливания), сокращения несчастных случаев и травм у детей и масштабирования комплексной системы по решению проблем психического здоровья подростков, включая проблему суицидального поведения. Впечатляющий прогресс достигнут в образовании. С 15-летним образованием средний человек трудоспособного возраста в Казахстане более образован, чем во многих других постсоветских государствах. Уровень грамотности молодежи в возрасте 15–24 лет в Казахстане составляет 99,9%. Значительно увеличился физический доступ детей с ограниченны - ми возможностями к школам, стало больше преподавателей, , прошедших специальную подготовку для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, хотя все равно этого количества педагогов недостаточно для охвата всех детей. Между тем уровень знаний учащихся, измеряемый международными тестами, ниже среднего показателя по ОЭСР. Достигнут значительный прогресс в области правосудия в отношении детей, снизились показатели вынесения обвинительных приговоров по делам детей. Кроме того, усилена законодательная база по предотвращению бытового насилия. Тем не менее более 50 000 детей продолжают жить в интернатных учреждениях, включая детей с ограниченными возможностями, особенно уязвимые, из-за отсутствия услуг поддержки в местах проживания. Между тем насилие в отношении детей по-прежнему широко распространено дома, в интернатных учреждениях, школе и на улицах. В Казахстане 97,3% населения пользуются улучшенными источниками воды, а 98% живут в домохозяйствах с улучшенными санитарными условиями. Однако водные источники очень уязвимы к изменению климата. Вызывает обеспокоенность доступ к ним в некоторых регионах, а также качество воды и плохие санитарно-гигиенические условия. Между тем загрязнение воздуха в городах – воз - можно, одна из самых малоизученных экологических проблем страны, что представляет серьезную и растущую угрозу здоровью детей. Другие факторы окружающей среды, влияющие на здоровье и благополучие детей и их семей, связаны с ядерными отходами с полигонов возле города Семей и села Азгир (Атырауская область), воен - но-испытательным полигоном и токсичными отходами от за - пуска космических аппаратов на космодроме Байконур. В Казахстане действует комплексная политика социальной защиты населения, и си - стема назначения социальных пособий в последние годы улучшается. Тем не менее необходимо укрепить систему социальной защиты, чтобы сделать ее всеобъемлющей для детей. Указ Президента о расширении охвата малообеспеченных семей должен способствовать этому. Показатель NEET (молодежь, которая не работает и не учится – not in employment, education or training) в Казах - стане ниже, чем в среднем по ОЭСР. Тем не менее необходимо повысить качество и актуальность образования, чтобы молодые люди могли обучиться профессиональным и жизненным навыкам для успешного трудоустройства, что будет способствовать диверсификации рынка и росту производительности. Данный анализ позволил также выявить, что дети и мо - лодежь хотят больше участвовать в жизни общества. Это поможет правильно определять и реагировать на реальные потребности и проблемы детей, а не то, что предлагают взрослые. Несмотря на принятые законы и программы, способствующие гендерному равенству, действие ряда дискриминационных законов, социальных норм и практики, а также неравенства, с которыми сталкиваются наиболее уязвимые группы женщин и девочек, на практике приводят к гендерному неравенству. Наиболее острыми проблемами являются насилие в отношении женщин и девочек, неравное распределение неоплачиваемой работы по уходу за деть - ми и слабое участие отцов в повышение здоровья и благополучия детей. Хотя уровень регистрации фактов рождения детей в Казахстане близок к 100%, некоторые дети по определенным причинам не могут быть зарегистрированы, поэтому важно обеспечить их регистрацию. Отсутствие регистрации может означать, что мигранты не могут зарегистрироваться и направить детей в местные школы или детские сады или получить доступ к социальным услугам и здравоохранению.

Рекомендации

Повышение качества и доступности данных для эффективной разработки государственных программ, их мониторинга и оценки (среднесрочный приоритет). Данные должны включать четкую направленность на неравенство (с дезагрегацией) для лучшего понимания регионов и групп детей и быть представлены в удобном для пользователя формате, чтобы позволить лицам, формирующим государственную политику, использовать эти данные на практике. Конкретные действия:

  • Улучшить доступность дезагрегированных официальных статистических и административных данных о показателях младенческой, детской и материнской смертности.
  • Обновить и поддерживать системы сбора данных о смертности от травм и госпитализации с разбивкой по возрасту, полу, месту происшествия и причине на национальном и местном уровнях.
  • Осуществить сбор официальной статистики о количестве детей с инвалидностью школьного возраста, которые не включены в систему образования.

Устранение социальных норм, препятствующих реализации прав детей и женщин (долгосрочный приоритет):

  • Проводить информационные кампании по правам детей, чтобы все стороны, включая детей и подростков, знали свои права и то, как пропагандировать их реализацию.
  • Продвигать социальные модели инвалидности.
  • Проводить информационные кампании для борьбы с социальными нормами терпимостии принятия насилия и сексуального насилия в отношении детей, в том числе в семьях.
  • Устранить стигму и недостаточную осведомленность о психическом здоровье среди детей, подростков, родителей, специалистов, работающих с детьми и подростками, и широкой общественности.

Улучшение законодательства и национальных программ в следующих областях (краткосрочный приоритет):

  • Внедрить национальную систему по выявлению, реабилитации и комплексной поддержке детей младшего возраста через программы раннего развития детей.
  • Ввести законодательные и программные механизмы, продвигающие грудное вскармливание и здоровое питание.
  • Ускорить физическую адаптацию, обеспечение кадровыми ресурсами и финансирование для повышения инклюзивности школ для детей с ограниченными возможностями и специальными образовательными потребностями.
  • Создать местный орган по защите детей, в котором рассматриваются все случаи насилия в отношении детей.
  • Принять закон о регистрации фактов рождения детей независимо от правового статуса родителей.
  • Устранить пробелы в применении действующего законодательства, в том числе отсутствие механизмов, процедур и руководящих принципов по обеспечению обязательного сообщения о случаях сексуального насилия и эксплуатации детей.
  • Улучшить профилактику, самостоятельное планирование жизни, укрепить сотрудничество всех партнеров в сообществе, включая более широкое вовлечение педагогов, и расширение услуг на уровне сообщества для реализации мер по замене уголовной ответственности альтернативными видами исправительного воздействия.
  • Разработать четкие программы оказания помощи детям и подросткам, оказавшимся жертвами или свидетелями преступлений.
  • Внести изменения в законодательную базу, программы, стандарты поведения и протоколы, чтобы специалисты из секторов управления чрезвычайными ситуациями и образования рассматривали устойчивость детей к стихийным бедствиям как часть своей профессиональной деятельности.

Повышение качества и предоставления услуг (краткосрочный приоритет):

  • Решить проблемы, связанные с географическим положением страны и низкой плотностью населения, при планировании предоставления услуг здравоохранения, с потенциальным использованием мобильных служб первичной медицинской помощи и телемедицины.
  • Улучшить качество медицинской помощи для беременных женщин и ведению родов.
  • Снизить младенческую смертность за счет улучшения дородового и послеродового наблюдения, а также улучшения родительских навыков по уходу за детьми раннего возраста.
  • Укрепить и повысить профессионализацию службы социальных работников.
  • Расширить функциональные возможности местных социальных служб для выявления уязвимых семей с детьми.
  • Разработать и интегрировать социальные услуги, включая кейс-менеджмент.
  • Совершенствовать механизмы выявления и сообщения о случаях сексуального насилия или эксплуатации детей.
  • Инвестировать в более качественное образование и улучшить мониторинг учителей и учеников для повышения эффективности образовательной системы и результатов учеников.
  • Повысить уровень компетентности специалистов для выявления признаков насилия в отношении детей.
  • Совершенствовать молодежные центры здоровья с помощью организационных, мониторинговых и кадровых улучшений.

Совершенствование межведомственной координации для поддержки детей в реализации их прав, особенно в свете многочисленных совпадающих факторовуязвимости:

  • Оказывать поддержку детям, не посещающим школу, и устранить риски, приводящие к тому, что дети бросают учебу.
  • Снизить уровень детской смертности посредством многосекторальных вмешательств, направленных на более широкие факторы, которые влияют на здоровье и смертность детей: поддержка родителей в получении доступа к соответствующим жилищным условиям, качественному питанию и адекватному уровню жизни.
  • Совершенствовать механизмы направления к профильным специалистам и межсекторальное партнерство для надлежащего выявления и своевременной поддержки детей, подвергающихся риску жестокого обращения, пренебрежительного отношения и эксплуатации.
  • Совершенствовать координацию между местными службами социальной защиты, здравоохранения, педагогами и другими специалистами, чтобы своевременно выявлять детей, которым грозит риск отказа родителями/опекунами.

Поддержка местных властей в продвижении прав детей и женщин. Хотя приоритеты политики устанавливаются на национальном уровне, процесс формирования финансово ответственных, подотчетных местных органов власти должен отражать потребности детей и женщин и надлежащим образом выявлять и поддерживать наиболее уязвимые группы. 

Ознакомиться с полной версией Отчета


Теги:анализ, рекомендации, ЮНИСЕФ, Казахстан, Выводы, дети. права


Читайте также

Комментарии (0)

avatar