
Руководители местных департаментов Комитета национальной безопасности Казахстана могут по своему усмотрению приостанавливать работу социальных сетей без соответствующего решения суда. Соответствующие поправки в законе «О связи», вступили в силу с 1 января 2017 года и были опубликованы на сайте информационно-правовой системы нормативных правовых актов Казахстана. По мнению известного казахстанского юриста Джохара Утебекова, основания для блокировки, прописанные в законе «О связи», весьма размыты. По словам Утебекова, руководители департаментов КНБ могут блокировать работу не только социальных сетей, но и мессенджеров (WhatsApp, Skype и прочих), интернет-сайтов и вообще всю связь целиком. Адвокат также отмечает, что силовики могут пойти на эти непопулярные меры не только по собственному желанию, но и по просьбе других структур — полиции, Национального бюро по противодействию коррупции, Службы внешней разведки "Сырбар", Службы государственной охраны, а также военной разведки. «Напомню, что ранее, с весны 2014 года право отключать соцсети во внесудебном порядке появилось у Генпрокурора и его заместителей. А самое интересное вот что. В отличие от прокурорских, "каэнбэшникам" даже просить связистов заблокировать соцсети не требуется. Новый закон признает, что у спецслужбы есть технические возможности дернуть рубильник самой. Всей этой радостью чекистов и других силовиков наделили депутаты. "Виноват" закона "О связи", в который депутаты внесли изменения. Они точно сражаются с террористами, а не со своим народом?», - написал Утебеков сегодня, 20 января, на своей странице в Facebook. Отметим, что статья 41-1 закона «О связи» гласит следующее: «В случаях, не терпящих отлагательств и могущих привести к совершению тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, подготавливаемых и совершаемых преступной группой, Председатель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, его заместители или начальники территориальных органов Комитета национальной безопасности Республики Казахстан либо лица, их замещающие, вправе приостанавливать работу сетей и (или) средств связи, оказание услуг связи, доступ к интернет-ресурсам и (или) размещенной на них информации в интересах всех субъектов оперативно-розыскной деятельности с последующим уведомлением уполномоченного органа в области связи и Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в течение двадцати четырех часов». Напомним, что случаи блокировки социальных сетей и интернет-сайтов государственными органами в Казахстане уже были. Последний раз это произошло на День Независимости республики — 16 декабря 2016 года. В тот день был затруднен доступ в Facebook, Youtube, Instagram и другие популярные веб-ресурсы. В Министерстве информации и коммуникаций ограничение доступа к социальным сетям и некоторым поисковым системам объяснили техническими причинами. Отметим также, что органы прокуратуры Казахстана также периодически инициируют блокировки различных интернет-сайтов и пабликов (сообществ) в социальных сетях. Так, в июле 2016 года по инициативе прокуратуры города Атырау был заблокирован доступ к 22 пабликам социальной сети «Вконтакте». Между тем, как сообщила сегодня пресс-служба городского акимата (мэрии) Астаны, в столице Казахстана создано Бюро городских решений. Как поясняется в сообщении, в задачу бюро входит сбор жалоб, комментариев, обращений в социальных сетях и на сайте столичного акимата. "Бюро городских решений создано для выстраивания эффективных коммуникаций между жителями и властями города. Миссия проекта направлена на формирование диалога сторон посредством умных технологий. Власти Астаны в течение трех месяцев будут публиковать отраслевые программы. Первые слушания прошли 12 января по насущным вопросам общественного транспорта, вторые состоялись 18 января по работе КСК. В задачу бюро входит сбор жалоб, комментариев, обращений на сайте столичного акимата и в социальных сетях. Далее путем мониторинга и анализа всех поступивших обращений будут отобраны наиболее животрепещущие темы, по которым в дальнейшем будут проводиться общественные слушания с участием населения города. Все проблемные вопросы, обсуждаемые в рамках проводимых мероприятий, в течение 24 часов будут опубликованы в СМИ. После чего в течение 15 дней бюро получает обратную связь от экспертного сообщества, жителей и всех заинтересованных лиц. После обработки и систематизации собранной информации готовые запросы передаются на исполнение городским властям", - говорится в сообщении. В нем также отмечается, что при Бюро городских решений работает телефон горячей линии: 8700 7172 109, который также поддерживает мессенджер WhatsApp по приему сообщений от горожан. Кроме этого, действует электронная почта. |
Комментарии (0) | |
| |