
фото с сайта ru.rfi.fr Значительные геополитические перемены, происходящие в последние десятилетия, заставляют по-новому взглянуть на роль религии (в частности, ислама) в нем. Известно, что в процессе формирования и становления государственности определяющую роль играют различные факторы. К числу самых действенных и мощных из них, которые способствуют появлению и формированию идеологического пространства в том или ином государстве, можно отнести и религию. Произошедшие исторические перемены на всем постсоветском пространстве дали начало новым, не имевшим ранее место процессам переосмысления исторического наследия, восстановлению духовных ценностей - нередко через призму религиозного возрождения. На волне всеобщей эйфории освобождения от тоталитарного режима СССР, многие субъекты бывшего союзного государства, ставшие независимыми странами, принялись форсировать развитие отношений со странами мусульманского мира, и шли на значительное послабление законодательного контроля над процессами религиозного возрождения. Одной из особенностей религиозной ситуации в Казахстане является отождествление национальной и конфессиональной принадлежности. То есть религия рассматривается большинством жителей Казахстана как элемент этнической культуры и национальных традиций. Фактически наблюдается интеграция в некую особую культуру: приверженность к какому-либо течению сначала дает определенные плоды, такие как раскрытие духовности, но на самом деле заставляет уйти в это дело. Соответственно, это выражено отсутствием иммунитета к радикализации, фактором защиты против которой, как правило, являются знания, чего у нашего общества нет, а государство в свою очередь не в состоянии предотвратить данные процессы, что в последующем может привести к полной капитуляции в религиозном вопросе. Ассоциативное мышление казахстанского общества представляет собой некий прообраз чего либо, поэтому в нашем представлении все казахи еще считаются представителями мусульманской веры, русские – православной. Между тем, сегодня наблюдается тенденция исламизации различных этнических групп. Подобное понимание общества выражено тем, что межнациональные и межконфессиональные отношения в республике переплетены друг с другом и, следовательно, усложнение межконфессиональных отношений может привести к обострению межнациональных отношений. Однозначно, ситуация в стране довольно-таки напряженная:
Стоит отметить, что проявляется усиление влияния религиозного фактора на различные стороны жизни казахстанского общества. Динамика усиления проявляется следующими формами:
Усиление роли религии и поликонфессиональность казахстанского общества можно использовать как положительный фактор для укрепления и сохранения единства страны. Для этого уже создаются всевозможные условия, то есть государство идет семимильными шагами и пытается обуздать новую стихию. Ислам Кураев Но на деле любая ошибка чревата вспышкой массовых недовольств, так как политизируя религию - следует обеспечивать внутристрановой баланс, а создавая диалоговые площадки - выступать медиатором. Тем более, что разобщенность современного казахстанского общества можно использовать по старому методу «разделяй и властвуй». Но разделять уже не приходится, следует только научиться управлять ситуацией. При этом не нужно создавать сложные механизмы, какие-то непонятные структуры «над, под, взад, вперед». Надо только выполнять работу на местах, которую должны выполнять специалисты. Именно меры, принятые сегодня, сыграют важную роль завтра в «общественной перестройке Казахстана». На данном этапе, правительство должно отказаться от применения силовых методов решения проблем. Сегодня идет война идей, в которой политинституты страны проигрывают, так как государственные структуры не в состоянии обеспечивать население достоверной и объективной информацией. Отмечу также, что тема религиозного исламского радикализма на территории Казахстана искусственно разжигается и угроза преувеличивается для оправдания силовых действий спецслужб. Даже краткий анализ фактов говорит о растущей угрозе со стороны радикального ислама.
Чувства верующего легче всего обидеть, но спичрайтер в теплом кабинете не имеет представления о ситуации, он излагает мысли только исходя из новостных лент. Поэтому у него срабатывает инстинкт самосохранения, который ему говорит где-то в глубине души: ты можешь изменить все к лучшему, это надо запретить, это надо искоренить. Верующие люди назвали бы это проделками шайтана. Но таковы наши реалии, из которых выпадают правительственные структуры. Не имея профессионалов в столице, не привлекая их с регионов, не создавая условия для работы, но при этом активно утверждают, что недостаточно кадров. Это, как вы понимаете, просто заезженная пластинка. Казахстан с момента своего возникновения заявил о недопустимости вмешательства религии в политику. Законы 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» и 1996 года «Об общественных объединениях» не допускали образование и деятельность партий на религиозной основе и определили принципы деятельности религиозных организаций при праве каждого на свободу вероисповедания. Фактически наблюдается законодательное послабление, которое сегодня пытаются регулировать, но практически это будет невозможным. Следует выбивать клин клином и действовать аналогично, как те самые миссионеры радикализма. Мои рекомендации, направленные на улучшение государственной политики в религиозной сфере:
Ислам КУРАЕВ, политолог |
Комментарии (0) | |
| |