Главные уроки пандемии - гибкость, цифровизация и внимание к человеку
Медиа
24.09.2021
896
5.0

Международная коммуникационная платформа CommUnity, Национальная ассоциация по связям с общественностью РК (НАСО) при поддержке BRIF Research Group представили результаты исследования «PR-отрасль во время пандемии: новые вызовы и тренды». Исследование мнений казахстанских лидеров отрасли коммуникаций проводилось с мая по сентябрь 2021 года и включало качественные и количественные опросы отечественных PR-специалистов – директоров по коммуникациям – представляющих корпоративный и государственный сектор, а также неправительственные и международные организации.

Ключевые выводы исследования:

Влияние пандемии:

  • Пандемия COVID-19 не оказала системного влияния на рынок коммуникаций, но обнажила и ускорила существующие тенденции: ускорились процессы трансформации компаний и стала очевидной доминирующая роль цифровых коммуникаций. При этом традиционные медиа неизбежно утрачивают и больше не вернут себе былого влияния. Ключевыми навыками, определяющими эффективность работы PR-специалиста, становятся скорость и гибкость, особую роль приобретают антикризисные коммуникации и отношения с властью (GR). При этом роль коммуникаций в организациях и статус PR-специалистов заметно вырос. 

Фокус на человека:

  • Опрошенные отметили, что теперь отношения с потребителями должны строиться на основе взаимного интереса, эмпатии и открытости, превалируют прямые коммуникации, и в этой ситуации резко возросла роль внутренних коммуникаций в компаниях. Особый акцент необходимо делать на навыки работы в современной медиасреде с использованием технологии сторителлинга. Продвижение первых лиц компании стало неотъемлемым элементом коммуникаций.

PR tech необходим, но пока это terra incognita

  • Опрос показал, что на коммуникационном рынке Казахстана практически не знакомы и не используют PR tech решения, хотя в развитых странах это устойчивый тренд. Половина респондентов никогда не пользовалась технологическими сервисами и решениями в области PR, но считает их полезными в работе. При этом отмечается, что в этой области необходимы персональные решения для компаний, нужны решения на казахском языке. 

Обучение и развитие

  • Многие респонденты отмечают недостаток компетенций и готовы продолжать свое профессиональное образование.

Проведенное исследование показало, что из-за влияния пандемии на рынке коммуникаций произошла смена инструментария, применяемого специалистами по коммуникациям.

Так, опрашиваемые отметили, что станут меньше проводить мероприятий, откажутся от сопутствующих функций в пользу системного подхода в работе, станут меньше проводить ZOOM-встреч и увлекаться работой с блогерами («поняли, что это неэффективно»).

При этом готовы работать с PR-tech, проводить больше исследований и фокус-групп, внедрять цифровые маркетинговые инструменты, больше работать с социальными сетями и уделять время «face to face» коммуникациям. Такие форматы как вовлечение в информационные кампании топ-менеджеров и интеграция коммуникационных процессов останутся неизменными в работе отечественных пиарщиков.

Первые три места по важности в современном коммуникационном миксе заняли цифровые инструменты, антикризисные коммуникации и работа со СМИ. Также важны внутренние коммуникации, отношения с правительством, персональный брендинг и корпоративная социальная ответственность. Все эти инструменты набрали больше 5 баллов в предложении оценить их от 1 до 10.

Главными уроками пандемии опрошенные назвали гибкость, цифровизацию и внимание к человеку: около 20% респондентов открыли для себя, что дистанционная работа может быть не менее эффективной чем офисная, при этом специалисты по коммуникациям должны очень хорошо освоить цифровые инструменты, в том числе цифровой маркетинг, онлайн-коммуникации (18%), а текущий кризис показал, что пиарщикам необходима очень высокая гибкость и адаптивность, умение находить быстрые и эффективные решения в меняющихся условиях (17%).

Из основных трендов PR-рынка были названы появление гибридных технологий и трансформация среды: 12% респондентов ответили, что процессы в PR-индустрии будут все больше становиться цифровыми и более технологичными. Уже сейчас активно развиваются гибридные режимы работы (офис-удаленка, онлайн-офлайн, зум-встречи и митинги, персональные контакты), появляются гибридные команды (по географии, по специализации), временные графики стали максимально гибкими. В то же время современные коммуникации строятся в основном на базе эмпатии, эмоций, искренности. С этим связан и следующий тренд: падение влияния традиционных СМИ и рост персональных коммуникаций – все больше кампаний ведутся в гибридных форматах и омниканально, влияние СМИ продолжает падать при одновременном возрастании роста социальных сетей, блогеров, с ростом числа каналов происходит диверсификация целевых аудиторий.

При этом часть экспертов отметили, что доверие к блогерам уменьшается в пользу инфлюенсеров и микро инфлюенсеров. 

Особый раздел в исследовании был уделен PR-tech – решениям, новому малознакомому для казахстанского рынка явлению. Половина респондентов никогда не пользовалась технологическими сервисами и решениями в области PR, но считает их полезными в работе. Было отмечено, что специалистам по коммуникациям  не хватает персонализированных решений, созданных под определенную структуру опций, нет паблишинга для работы с собственными площадками, недостаточно решений для работы с онлайн-репутацией, дефицит инструментария, отсутствует реальная оценка (рейтинги) инфлюенсеров и СМИ, нет открытой базы СМИ и блогеров Казахстана.

Общий уровень экспертизы на казахстанском рынке был оценен достаточно низко – 5,62 балла, из максимальных 9.

Раздел исследования, посвященный обучению и развитию, показал, что основная часть профессионалов (76%) в основном адаптировались к новым условиям. При этом обучение является для респондентов актуальной потребностью – 30% респондентов отмечают, что им не хватает компетенций. На вопрос «Готовы ли вы продолжить свое профессиональное образование?» утвердительно ответили 81% опрошенных.

Самыми болевыми точками в своей работе PR-специалисты, среди прочего, отметили сверхзагруженность, острую нехватку компетентного персонала, нехватку цифровых навыков и сокращение бюджетов. 

Среди других проблем были указаны отсутствие или недостаток системного обучения сотрудников PR-служб и отделов, низкий уровень развития рынка коммуникаций, непрофессионализм многих клиентов. Также опрошенные отметили, что в работе не используются показатели для оценки эффективности коммуникационных кампаний (KPI, ROE), отсутствует координации в работе отделов PR с отделами продаж и другими подразделениями компании, низкий уровень планирования и управления коммуникационными кампаниями.

Исследование показало, что «переосмысление и пересборка» - один из ключевых трендов влияния пандемии не только на отрасль коммуникаций, но и на все сферы человеческого общества, на всех уровнях. Большая часть опрошенных единодушно указала, что в текущем кризисе главными факторами являются гибкость, адаптивность, способность быстро реагировать на изменения, готовность к трансформации сознания и мышления и освоение цифровых технологий. 

Тремя главными фразами в коммуникациях в 2020-21 годах стали Доверие, Диджитал и Открытость.

О CommUnity:

CommUnity – это международная экспертная платформа, предоставляющая простой и быстрый доступ к глобальной экспертизе в области коммуникаций без языковых и географических границ.

Контакты:
Олег Ильин


Теги:pr, опрос, сторителлинг, исследование, пандемия, PR tech


Читайте также

Комментарии (0)

avatar