
В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) один конфликт сменяется другим. Федеральная таможенная служба (ФТС) России с февраля до 18 мая не принимала выданные в Армении, Беларуси, Казахстане и Киргизии документы об оценке соответствия продукции требованиям единых техрегламентов Таможенного союза (ТС). Поставщиков из этих стран направляли за сертикатами в российские фирмы. Теперь ФТС предложил ввести единую маркировку на сельхозпродукцию, чтобы защитить российский рынок от запрещенной продукции. Подозревая союзников в реэкспорте санкционных товаров из ЕС, Россельхознадзор ведет нескончаемые войны с импортом из Беларуси - молоком, мясом, фруктами и не пропускает товары из Украины и Евросюза в Казахстан через территорию России. Участники евразийской интеграции недовольны ужесточением условий экспорта в РФ, поскольку нарушается один из четырех принципов единого рынка - свобода перемещения товаров. По мнению опрошенных DW экспертов, причина разногласий в том, что Москва хочет диктовать союзникам по ЕАЭС собственные правила игры и делает их заложниками своего конфликта с Западом. "Чертики из табакерки" Независимые аналитики считают, что к жесткому контролю импорта, поставляемого из стран-участников ЕАЭС, привела война санкций, которую РФ ведет с Западом. Именно тогда появились анекдоты о белорусских ананасах и устрицах, хотя раньше их реэкспорт из Беларуси в Россию под сомнение не ставился. СМИ сообщают об ущемлении интересов Казахстана на российском рынке производителей алкогольной продукции и кондитерских изделий, а также реэкспортеров китайских товаров, в частности, автомобилей. По тем же причинам была вынуждена сократить свой экспорт продукции из Китая Киргизия. В Армении в связи со вступлением в ЕАЭС говорят о наложенных российскими партнерами обязательствах по ограничению на транзит иранского газа в Грузию.
По словам Сатпаева, Россия навязывает союзникам свои условия, "исходя из собственных интересов и собственной внешнеполитической авантюры с Крымом". Но это, считает аналитик, не проблемы Казахстана и той же Беларуси. "Мы в конфликте с Западом не участвуем, у нас хорошие отношения с Украиной и с Евросоюзом, мы хотим торговать с Польшей, яблоки из которой вынуждены теперь поставлять в Казахстан в обход России", - говорит эксперт. Желание российской таможни маркировать товары в ЕАЭС Сатпаев назвал еще одним способом усилить контроль за движением экспорта в РФ. Эксперт убежден, что страны ЕАЭС становятся заложниками внешней политики Москвы, выдвигающей все новые требования к союзникам. Нас все время подозревают в нарушениях российских антизападных санкций”, - продолжает Сатпаев. "Никакая единая маркировка ЕАЭС и другие меры контроля не спасут от подозрений Москвы, и нам опять придется доказывать, что мы никого не обманываем", - сетует он. Попытка не удалась Белорусский экономист Сергей Чалый напомнил DW, что уставные документы ЕАЭС, начавшего работу 1 января 2015 года, предполагали выработку единой политики в сфере экономики и отход от двусторонних отношений, которые во многом зависели от личных симпатий руководителей: "Ельцин любил Лукашенко, а Путин не любит". Смысл интеграции состоит в том, чтобы для всех были единые правила. "Это был, по сути, договор о непанадении в экономической сфере - попытка создать систему, которая препятствовала бы ведению торговых войн", - говорит эксперт. Но идея не сработала - конфликты остались. По мнению Чалого, пока проблемы в большей степени касаются связей с Россией Беларуси и Казахстана, а не "новичков" - Армении и Киргизии. Кроме войны санкций между Россией и Западом, которая привела к появлению новых барьеров внутри ЕАЭС, Сергей Чалый указал на еще одну лазейку для ведения торговых войн - пограничный и фитосанитарный контроль. "Россия пользуется им "на всю катушку", так как воспринимает торговлю своих союзников с другими странами как покушение на ее рынок", - подчеркнул эксперт. "Зачем такой союз?" У эксперта в сфере внешней торговли, минчанина Владимира Артюгина - свое видение ситуации. "Евразийский экономический союз задумывался с благими намерениями, а к скандалам и конфликтам ведет плохо прописанная документация", - говорит Артюгин. Чиновникам из Евразийской экономической комиссии - регулирующего органа ЕАЭС ничего не остается, кроме как обещать, "что в скорости все исправится, на то они и чиновники". Но на самом деле, полагает аналитик, полумер быть не должно. То есть Россия, ведущая санкционную войну с Западом, должна четко сказать партнерам по интеграции: либо вы с нами, и тогда граница будет прозрачной, - либо мы восстанавливаем таможни. "Вот это и есть решение проблемы - без полумер", - убежден Владимир Артюгин. В свою очередь казахстанский эксперт Досым Сатпаев уверен, что в результате союзники России в ЕАЭС получают не столько выгоду, сколько дополнительные проблемы, поэтому многие вопросы можно эффективнее решать в рамках двусторонних отношений. "Зачем нам нужен такой Евразийский союз, по крайней мере, Казахстану?" - задается вопросом Сатпаев. Галина Петровская, DW Тем временем... Минэкономразвития против психоэкспертизы игрушек Нормы, фиксируемые психологами, нельзя внести в технический регламент, утверждают в министерстве Минэкономразвития РФ выступило против обязательной психолого-педагогической экспертизы игрушек в странах–участницах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Ведомство раскритиковало проект соответствующих поправок в техрегламент «О безопасности игрушек». В отзыве Минэкономразвития сказано, что экспертиза не может быть объектом технического регулирования, а проверка товаров может обходиться в 20 млн рублей в месяц для одного производителя. Об этом сообщает газета "Известия". Предложенные Казахстаном поправки в техрегламент ЕАЭС «О безопасности игрушек» об обязательном проведении психолого-педагогической экспертизы детских игрушек проходят процедуру согласования в российских инстанциях. Экспертиза нужна для того, чтобы исключить угрозу эмоциональному здоровью ребенка. В Минэкономразвития проект раскритиковали. В отзыве сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования. «Предлагаемые положения не могут являться предметом технического регулирования, — говорится в экспертизе Минэкономразвития. — Они носят неопределенный характер как в части определения понятия «психолого-педагогическая экспертиза», так и в части перечня отрицательных последствий для «нравственно-эмоционального благополучия детей». В отзыве министерства отмечено, что непонятен принцип выбора стандарта, применяемого при проведении «психолого-педагогической экспертизы»; разработчик не предоставил данных об анализе международного опыта, в Казахстане подобной экспертизы не проводят. «Обращаем внимание, что в техническом регулировании при оценке соответствия продукции используются количественные показатели, применение механизма, основанного на психологической оценке, представляется некорректным», — подчеркивается в отзыве. В документе приводятся и расчеты: при производстве организацией 2 тыс. наименований игрушек затраты на проведение психолого-педагогической экспертизы могут составить до 20 млн рублей в месяц. В конце марта Казахстан проводил обсуждение проекта поправок в рамках рабочей группы, на которой присутствовали представители российских Минпромторга, Роспотребнадзора, научно-исследовательских институтов и бизнеса. Российская сторона выступила против корректировок техрегламента в подобной редакции. После этого Казахстан отредактировал проект, сузив проведение экспертизы со всех детских игрушек до кукол. К ним были предъявлены требования правдиво изображать человека «с привлекательным внешним видом». Запрещались куклы с несоответствующими действительности частями тела — несколько рук, вторая голова, рога, хвосты, части тела млекопитающих животных. Доработанный вариант поправок разработчик еще не предоставил в ЕЭК, уточнили в пресс-службе комиссии. С 2004 года Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек проводит подобную добровольную экспертизу, но только развивающих детских товаров. Представитель центра Елена Шеина уточнила, что в рамках экспертизы игрушки оценивают на предмет развивающего потенциала. Экспертиза проходит на протяжении двух-трех месяцев и стоит 10 тыс. рублей. — Как таковая игрушка не вызывает, например, агрессии, вы не сможете ее объективно оценить по этому фактору. Если у ребенка часто присутствует чувство гнева, то он и обычной мягкой игрушкой может ударить об пол. А куклы-инвалиды не так распространены, чтобы фокусировать на них внимание в законодательстве, — сказала Елена Шеина. Российская Ассоциация индустрии детских товаров (АИДТ) ранее утверждала, что экспертиза увеличит себестоимость производства на 20% за счет внедрения самой проверки и еще на 30% вырастут расходы из-за ее длительности. В ассоциации предположили, что до 40% детских товаров низкоценового сегмента подорожает. Окончательную позицию российской стороны для Евразийской комиссии готовит Минпромторг. В ведомстве не ответили на запрос «Известий». |
Комментарии (0) | |
| |